• Приглашаем посетить наш сайт
    Блок (blok.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1740"


    А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X
    Поиск  
    1. Берков П. Н.: Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова.
    Входимость: 15. Размер: 99кб.
    2. Стенник Ю.: Сумароков-драматург
    Входимость: 5. Размер: 79кб.
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    4. Биография (вариант 1)
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    5. Коровин В.: Александр Сумароков
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    6. *** ("О места, места драгие!.. ")
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    7. Рудакова Светлана: “Не злата, не сребра, но муз одних искал...”
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    8. Берков П. Н.: Несколько справок для биографии А. П. Сумарокова
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    9. Ода 2 императрице Анне Иоанновне ("О Россия, веселись, монархиню видя…")
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    10. Оды
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    11. Тресотинус
    Входимость: 1. Размер: 43кб.
    12. Биография (вариант 3)
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    13. Белецкий А.: Сумароков
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    14. Эпистола I
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    15. Ода, сочиненная в первые лета моего во стихотворении упражнения
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    16. *** ("Благополучны дни…")
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    17. Сумароков. Письма. Екатерине II - 26 марта 1772
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    18. О благородстве
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    19. Артистона
    Входимость: 1. Размер: 88кб.
    20. Сумароков. Письма. Екатерине II -Январь 1767
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    21. Ода 1 императрице Анне Иоанновне ("Как теперь начать Анну поздравляти…")
    Входимость: 1. Размер: 5кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Берков П. Н.: Жизненный и литературный путь А. П. Сумарокова.
    Входимость: 15. Размер: 99кб.
    Часть текста: приложен портрет писателя со стихотворной "надписью", сочиненной одним из крупнейших тогдашних русских поэтов, М. М. Херасковым: Изображается потомству Сумароков, Парящий, пламенный и нежный сей творец, Который сам собой достиг Пермесских токов, Ему Расин поднёс и Лафонтен венец.   В этой "надписи" - своего рода литературно-критическом жанре тогдашней поэзии - Херасков подвел итог поэтическому вкладу незадолго до того умершего Сумарокова. Подобно своим современникам, Херасков особенно ценил трагедии Сумарокова (отсюда упоминание Расина) и его басни (отсюда Лафонтен); эпитет "парящий" имел виду оды, "пламенный" - сатиры и "нежный" - элегии и эклоги Сумарокова. Слова "сам собой достиг Пермесских токов" подтверждали постоянные, но тем не менее неосновательные притязания Сумарокова на то, что его творчество возникло независимо от поэзии Тредиаковского и Ломоносова. Успех первого "Полного собрания всех сочинений" Сумарокова был велик: через пять-шесть лет понадобилось второе издание. Но прошло около полувека. К этому времени имя Сумарокова было предано забвению. Не сохранилось ни памятника, ни ограды над могилой одного из крупнейших русских писателей XVIII века. Если и вспоминали о нем в 1820-1830 годах, то только для того, чтобы повторять традиционные суждения о Сумарокове как о писателе совершенно ничтожном. В 1840 году было опубликовано послание Пушкина "К Жуковскому", написанное в 1816 году, но не печатавшееся при жизни поэта. С тех пор приобрел особенную популярность отзыв Пушкина о Сумарокове: Но кто...
    2. Стенник Ю.: Сумароков-драматург
    Входимость: 5. Размер: 79кб.
    Часть текста: русской театральной культуры XVIII века неразрывно связана с именем А. П. Сумарокова. В пору становления профессионального театра в России он выступает одновременно и как драматург, заложивший основы национального репертуара, и как теоретик нового художественного направления -- классицизма, и как деятельный, неутомимый организатор театрального дела. Перу Сумарокова принадлежали первые на русском языке образцы стихотворных трагедий, комедий, оперных либретто. Его пьесы были выдержаны в духе традиций выдающихся европейских драматургов эпохи классицизма. Они открывали зрителю мир новой театральной культуры. В стихотворном трактате "Епистола. О стихотворстве" (1747) Сумароков, следуя примеру Буало, изложил основополагающие принципы ведущих жанров классицизма -- трагедии и комедии. За несколько лет до создания профессионального театра Сумароков фактически руководил организацией постановок собственных пьес на придворной сцене. И когда именным указом императрицы Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 года в Петербурге был основан первый постоянный государственный русский публичный театр, его директором закономерно был назначен Сумароков. В течение шести лет он занимал эту должность, в неимоверно трудных условиях выполняя функции и художественного руководителя, и режиссера, и сценографа, и воспитателя труппы, не прекращая при этом писать пьесы. Вот почему мы с полным правом можем ...
    3. Биография (вариант 2)
    Входимость: 4. Размер: 45кб.
    Часть текста: г. в «Эпистоле о стихотворстве» Сумароков пишет о Ломоносове: «Он наших стран Мальгерб; он Пиндару подобен». Впоследствии Сумароков вспоминал о том времени, когда они с Ломоносовым были приятели и ежедневные собеседники «и друг от друга здравые принимали советы» («О стихосложении»). Затем началась литературно-теоретическая и личная вражда писателей. А. П. Сумароков — выдающийся драматург и поэт своего времени, страстно преданный литературному делу, верящий во всемогущую силу слова, обращенного к разуму. Один из самых плодовитых и деятельных писателей XVIII в., он обратил свое литературное творчество к дворянскому сословию. И его классицизм носил узкодворянский сословный характер, в отличие от общегосударственного и общенационального характера классицизма Ломоносова. По справедливым словам Белинского, «Сумароков был не в меру превознесен своими современниками и не в меру унижаем нашим временем». Вместе с тем творчество Сумарокова было важной вехой в истории развития русского литературного процесса XVIII в.   Биография   Александр Петрович Сумароков родился 14 (25) ноября 1717 г. в аристократической, но обедневшей к тому времени семье. Получив первоначальное домашнее образование, ...
    4. Биография (вариант 1)
    Входимость: 3. Размер: 15кб.
    Часть текста: отец, Петр Панкратьевич, был военным петровского времени и дослужил­ся до чина полковника. В 1737 Петр Панк­ратьевич перешел на гражданскую служ­бу с рангом статского советника, в 1760 получил чин тайного советника, а при отставке в 1762 — действительного тай­ного советника. Александр Петрович получил хорошее домашнее образование под руководством отца («должен я за первые основания в русском языке отцу моему») и ино­странных гувернеров, среди которых на­зывается имя И. А. Зейкана, обучавше­го в это же время будущего Петра II. 30 мая 1732 Сумароков был принят в только что учрежденный Сухопутный шляхет­ский кадетский корпус («рыцарскую ака­демию», как его еще тогда называли) — первое светское учебное заведение повы­шенного типа, готовившее своих питом­цев к «должностям офицеров и чиновни­ков». Преподавание в корпусе носило до­вольно поверхностный характер: кадетов обучали, прежде всего, хорошим мане­рам, танцам и фехтованию, но интерес к поэзии и театру, широко распростра­нившийся среди воспитанников «рыцар­ской академии», оказался полезным для будущего поэта. Кадеты...
    5. Коровин В.: Александр Сумароков
    Входимость: 3. Размер: 11кб.
    Часть текста: отдавалось сатирам и песням. Лишь басни всегда занимали традиционно высокое место. Однако творчество Сумарокова, несмотря на бытовавшие полярные точки зрения, не умерло для потомства, и это свидетельствует не только о чисто историческом к нему интересе, но и о его общественно-литературной значимости. Александр Петрович Сумароков родился в старинной и богатой дворянской семье. Его отец завершил воинскую карьеру в чине полковника, а гражданскую службу—действительным тайным советником; его деятельность протекала при нескольких императорах и императрицах — от Петра I до Екатерины II. Для Александра Сумарокова — дух петровских преобразований навсегда остался памятным и возбуждающим к полезным для государства делам. Первоначальное образование и воспитание Сумароков получил в семье под руководством отца, затем был отдан в открывшийся Сухопутный шляхетский корпус («рыцарскую академию») и окончил его в 1740 году. При выпуске был назначен адъютантом к вице-канцлеру графу Головкину, а после воцарения Елизаветы Петровны и падения Головкина стал адъютантом у графа Разумовского и оставался в этой должности более десяти лет. В 1756 году, уже в чине бригадира, он был назначен директором только что учрежденного постоянного Российского театра и проявил на этом посту необычайную энергию, взяв на себя все заботы о театре — от режиссерских и преподавательских вплоть до хозяйственных, включая составление афиш и объявлений. Из-за серьезных осложнений с придворной конторой театров Сумароков вынужден был уйти в отставку (1761). С этого времени он целиком посвятил себя...
    6. *** ("О места, места драгие!.. ")
    Входимость: 2. Размер: 3кб.
    Часть текста: *** ("О места, места драгие!.. ") О места, места драгие! Вы уже немилы мне. Я любезного не вижу В сей прекрасной стороне. Он от глаз моих сокрылся, Я осталася страдать И, стеня, не о любезном — О неверном воздыхать. Он игры мои и смехи Превратил мне в злу напасть, И, отнявши все утехи, Лишь одну оставил страсть. Из очей моих лиется Завсегда слез горьких ток, Что лишил меня свободы И забав любовных рок. По долине сей текущи Воды слышали твой глас, Как ты клялся быть мне верен, И зефир летал в тот час. Быстры воды пробежали, Легкий ветер пролетел, Ах! и клятвы те умчали, Как ты верен быть хотел. Чаю, взор тот, взор приятный, Что был прежде мной прельщен, В разлучении со мною На иную обращен; И она те ж нежны речи Слышит, что слыхала я, Удержися, дух мой слабый, И крепись, душа моя Мне забыть его не можно Так, как он меня забыл; Хоть любить его не должно, Он, однако, всё мне мил. Уж покою томну сердцу Не имею никогда; Мне прошедшее веселье Вображается всегда. Весь мой ум тобой наполнен, Я твоей привыкла слыть, Хоть надежды я лишилась, Мне нельзя престать любить. Для чего вы миновались, О минуты сладких дней! А минув, на что остались Вы на памяти моей. О свидетели в любови Тайных радостей моих! Вы то знаете, о птички, Жители пустыней сих! Испускайте глас плачевный, Пойте днесь мою печаль, Что, лишась его, я стражду, А ему меня не жаль! Повторяй слова печальны, Эхо, как мой страждет дух; Отлетай в жилища дальны И трон́и его тем слух.  <1740-е годы> Примечание: «О места, места драгие!..» (стр. 262). Впервые —Чулков, ч. 1, стр. 80—82. Эта песня упоминается в комедии Сумарокова «Тресотиниус» (1750, январь) как широко известное произведение. Поэтому ее следует датировать 1740-ми годами.
    7. Рудакова Светлана: “Не злата, не сребра, но муз одних искал...”
    Входимость: 2. Размер: 25кб.
    Часть текста: Светлана: “Не злата, не сребра, но муз одних искал...” Выдающийся русский поэт и драматург XVIII века Александр Петрович Сумароков вошёл в историю русской культуры и как первый профессионал-писатель, журналист, живший исключительно интересами литературы и театра. Имя А. П. Сумарокова тесно связано с именами В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. Тредиаковский (год рождения - 1703-й) завершил своим творчеством литературу барокко, заявив о принципах нового литературного стиля. Ломоносов (с 1711 года) подвёл русскую литературу к классицизму. Сумароков же (с 1718 года), по сути дела, создал в России литературу высокого классицизма. Сначала Сумароков взирал на старших поэтов как на учителей. Потом встал на сторону Ломоносова в его спорах с Тредиаковским, в частности, вместе с Ломоносовым он выступил против Тредиаковского в теоретическом споре об эмоциональном содержании русского стиха в состязании на переложение 143-го псалма. Однако позже Сумароков начал борьбу и с Ломоносовым по всем линиям его творческой ...
    8. Берков П. Н.: Несколько справок для биографии А. П. Сумарокова
    Входимость: 2. Размер: 42кб.
    Часть текста: большой, как биографии Ломоносова (П. П. Пекарского, Б. Н. Меншуткина, А. А. Морозова), Тредиаковского (П. П. Пекарского), Державина (Я. К. Грота), Радищева (Я. Л. Барскова) и др., то, по крайней мере, отвечающей минимальным научным требованиям. Существующая биографическая литература о Сумарокове полна ошибок и выдумок, и это относится не только к печально знаменитым "Очеркам жизни и избранным сочинениям А. П. Сумарокова" С. Н. Глинки, но и к авторитетной статье M. H. Лонгинова "Последние годы жизни Александра Петровича Сумарокова". {"Русский архив", 1871, No 10, стлб. 1637--1717 и No 11, столб. 1956--1960.} При подобном положении вещей предлагаемые ниже несколько документальных справок могут оказаться небесполезными для будущей биографии писателя. Попутно замечу, что и у нас, и на Западе в последнее время укрепилось мнение, что в данный период развития науки важнее всего работа в архивах, извлечение и введение в научный оборот новых, ранее неизвестных документальных данных, так как будто ...
    9. Ода 2 императрице Анне Иоанновне ("О Россия, веселись, монархиню видя…")
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    Часть текста: мною ты владати. 3 Люди, земли, города ти к ногам валятся, И под именем моим, поваляся, зрятся, Расширяешь рубежи к жизни безопасной, Чрез упадок что тобой злых врагов несчастной, Мне ж довольно тя нельзя, Анна, величати, За победы чем ты мя тщишься возвышати. Молвлю ж громко я опять, — нельзя бо смолчати, — Анна, о изволь вовек мною ты владати! 4 Марс с Минервой мя красят и без всякой лени, Марс с Минервой, разделясь, кажут мне ступени, По которым я иду всходы через скоры, И уж вижу, что взошла на высоки горы; Вправо ль, влево ль посмотрю — всё себя зрю ниже, Вскину очи к небесам — к небесам всех ближе. Так возможно ль перестать речь ту повторяти: Анна, о изволь вовек мною ты владати!? 5 Чем, монархиня, тебе милость ту платили, Что возводишь мя на верх, всем меня чтоб зрити, А когда от всех сторон мя стоящу видно, Мне, показываясь им, там стоять не стыдно, Для того что я тобой всюду украшенна И в твои дни не была ни раз побежденна. Всякой час мне те слова должно подтверждати: Анна, о изволь вовек мною ты владати! 6 То, что начал Петр во мне, тщишься ты свершати, Злость, лукавство и обман тщишься истребляти. Анна, Петр не умирал, хоть лежит и в гробе, Как, монархиня, в тебе зрю персоны обе, И великого Петра и великой Анны, К счастью вечну моему, мне от бога данны, Так не следственно ль вскричать сей от благодати: Анна, о изволь вовек мною ты владати!? 7 Сколько, Анна, ты полков новых сочинила? Самодержица, не ты ль тем мя украсила? Полк Минервы вить тобой в Петербурге зрится, Где с Минервою и Марс уже не делится. Всем, монархиня, твоя милость чем известна, Всем известно,...
    10. Оды
    Входимость: 1. Размер: 8кб.
    Часть текста: Анне Иоанновне, самодержице всероссийской, поздравительные оды в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова Ода 1 императрице Анне Иоанновне ("Как теперь начать Анну поздравляти:") Ода 2 императрице Анне Иоанновне ("О Россия, веселись, монархиню видя:") Ода государыне императрице Екатерине Второй на взятие Хотина и покорение Молдавии Ода государыне императрице Екатерине Второй на день ея рождения 1768 года апреля 21 дня Ода государыне императрице Екатерине Второй на день ея тезоименитства 1762 года ноября 24 дня Ода государыне императрице Елисавете Перьвой на день ея рождения 1755 года декабря 18 дня Ода государю цесаревичу Павлу Петровичу в день его тезоименитства июня 29 числа 1771 года Ода государю цесаревичу Павлу Петровичу на первый день 1774 года Ода Григорью Александровичу Потёмкину Ода е. и. в. всемилостивейшей государыне императрице Елисавете Петровне, самодержице всероссийской в 25 день ноября 1743 Ода, сочиненная в первые лета моего во стихотворении упражнения Оды торжественные (старая орфография): Диѳирамвъ Государыне Императрице Екатерине Второй, на день Ея Тезоименитства, Ноября 24 дня 1763 года Ода бывшему Императору Петру Ѳеодоровичу, на возшествіе Его на престолъ, Декабря 25 дня, 1761 году Ода Государыне Великой Княгие Наталіи Алексеевне на перьвый день 1774 года Ода Государыне Великой Княгине Наталіи Алексеевне ("Колико Ты прекрасна зрима... ") Ода Государыне Великой Княгине Наталіи Алексеевне ("Лучи багряныя Авроры... ") Ода Государыне Императрице Екатерине Второй, въ перьвый день 1774 года Ода Государыне Императрице Екатерине Второй, на день Возшествія Ея на престолъ 1768 года...