• Приглашаем посетить наш сайт
    Державин (derzhavin.lit-info.ru)
  • Кривой толк

    Не видим никогда мы слабостей своих,
    Нам мнится всё добро, что зрим в себе самих.
    Пороки, кои в нас, вменяем в добродетель,
    Хотя тому один наш страстный ум свидетель.
    Лишь он доводит то, что то, конечно, так,
    И добродетелен и мудр на свете всяк.
    Пороки отошли, невежество сокрылось,
    Иль будет так, когда того еще не зрилось.
    Буян закается по улицам летать,
    А петиметер вздор пред дамами болтать.
    Не будет пьяница пить, кроме только квасу,
    Подьячий за письмо просить себе запасу,
    Дьячкам, пономарям умерших будет жаль,
    Скупой, ущедрившись, состроит госпиталь.
    Когда ж надеяться премене быть толикой?
    Когда на Яузу сойдет Иван Великой,
    И на Неглинной мы увидим корабли,
    Волк станет жить в воде, белуга на земли,
    И будет, омывать Нева Кремлевы стены.
    Но скоро ль таковой дождемся мы премены?

    И думает он: всё изящнейшее с ним.
    Льстец мыслит никогда, что он безмерно гнусен,
    Он мыслит то, что он как жить с людьми искусен.
    Коль нужда в комаре, зовет его слоном,
    Когда к боярину придет с поклоном в дом,
    Сертит пред мухою боярской без препоны
    И от жены своей ей делает поклоны.
    Скупой с усмешкою надежно говорит:
    «Желудку что ни дай, он всё равно варит».
    Вина не любит он, здоровее-де пиво,
    Пить вины фряжские, то очень прихотливо,
    Отец-де мой весь век всё мед да пиво пил,
    Однако он всегда здоров и крепок был.
    Безумец, не о том мы речь теперь имеем,
    Что мы о здравии и крепости жалеем.
    Сокровище свое ты запер в сундуки
    И, опираяся, безножен, на клюки,
    Забыв, здоров ли ты теперь или ты болен,
    Кончая дряхлый век, совсем бы был доволен,
    Когда бы чаял ты, как станешь умирать,

    Здоровье ли в уме? Мешки ты в мысли числишь,
    Не спишь, не ешь, не пьешь, о деньгах только мыслишь,
    В которых, коль ты их не тратишь, нужды нет,
    Ты мнительно богат; так мысли твой весь свет.
    Что ж мыслит о себе безмозглый петиметер?
    Где в людях ум живет, в нем тамо пыль и ветер.
    Он думает, на том премудрость состоит,
    Коль кудри хороши, кафтан по моде сшит,
    И что в пустой его главе едина мода,
    Отличным чтит себя от подлого народа.
    Старуха, своея лишенна красоты,
    Ругается, смотря на светски суеты.
    Вступила девушка с мужчиной в речь свободно,
    Старухе кажется то быть неблагородно.
    Ей мнится: «Доведут, до худа те слова.
    Я, — мнит, —во младости была не такова».
    То станется, что ты поменьше говорила,
    Но молча, может быть, и больше что творила.
    Невежа говорит: «Я помню, чей я внук,
    По-дедовски живу, не надобно наук.

    Мой мальчик не учен, а в те ж пойдет вороты.
    Наприклад: о звездах потребны ль вести мне,
    Иль знать Ерусалим в которой стороне,
    Иль с кем Темираксак имел войны кровавы?
    На что мне, чтобы знать чужих народов правы,
    Или вперятися в чужие языки?
    Как будто без того уж мы и дураки».
    Что он невежествен живет, о том не тужит,
    И мнит он, то ему еще ко славе служит,
    А если, что наук не должно людям дать,
    Не вскользь, доводами захочет утверждать,
    Тогда он бредит так: «Как может быть известно
    Живущим на земли строение небесно?
    Кто может то сказать, что на небе бывал?
    До солнца и сокол еще не долетал.
    О небе разговор ученых очень пышен,
    Но что? То только вздор, и весь их толк излишен.
    Мы ведаем то все, как верен календар:
    От стужи стынет кровь, а там написан жар».
    Но ты, не ведая ни малых сил науки,

    Ищи тут правды, где не думано о ней,
    И проклинай за то ученых ты людей.
    О правах бредит так: «Я плюю на рассказы,
    Сплетенны за морем, потребно знать указы».
    Не спорю, но когда сидишь судьею где,
    Рассудок надобно ль иметь тебе в суде?
    Коль темен разум твой, темно и вображенье,
    Хоть утром примешься сто раз за Уложенье.
    Обманщик думает: «То глупый человек,
    Который никого не обманул вовек,
    Погибнет-де тем честь, да это дело мало,
    Во мне-де никогда ея и не бывало.
    Когда-де по ея нам правилам ходить,
    Так больше нам уже и кур не разводить».
    Тот, гордостью надут, людей в ничто вменяет,
    В пустой себя главе с Июлием равняет
    И мыслит, если б он на свете был его,
    Герой бы сей пред ним не стоил ничего.
    Что ж гордости сея безмерныя причина?
    Не знаю: гордый наш детина как детина.

    Что есть и у него, и в том же месте, нос.
    Иному весь титул — что только благороден,
    Красися тем, мой друг, что обществу ты годен.
    Коль хочешь быть почтен за свой высокий род,
    Яви отечеству того достойный плод!
    Но, зрящу мне в тебе перед собой урода,
    Прилично ли сказать: высокого ты рода?
    Ты честью хвалишься, котора не твоя.
    Будь пращур мой Катон, но то Катон — не я.
    На что о прадедах так много ты хлопочешь
    И спесью дуешься? Будь правнук, чей ты хочешь,
    Родитель твой был Пирр, и Ахиллес твой дед,
    Но если их кровей в тебе и знака нет,
    Какого ты осла почтить себя заставишь?
    Твердя о них, себя ты пуще обесславишь.
    Такой ли, скажут, плод являет нам та кровь!
    Посеян ананас, родилася морковь.
    Не победителя клячонка возит — воду,
    Хоть Буцефалова была б она приплоду.
    Но чем уверить нас о прабабках своих,

    Ручаешься ли ты за верность их к супругам,
    Что не был ни к одной кто сбоку взят к услугам,
    Что всякая из них Лукреция была
    И каждая поднесь всё Пирров род вела?
    Прерви свой, муза, глас, престань пустое мыслить!
    Удобнее песок на дне морском исчислить,
    Как наши дурости подробно перечесть…
    Да и на что, когда дается вракам честь? 

    <1759>

    Примечание:

    Кривой толк (стр. 183). Впервые — ТП, 1759, август, стр. 561—567, под заглавием «Сатира». Печ. по С, стр. 7—12. Первоначальную редакцию см. в разделе «Другие редакции», стр. 506.

    Петиметер — щеголь.

    Яуза — речка в Москве, а также набережная вдоль этой речки (ныне отведена в подземные трубы).

    Иван Великий — самая высокая колокольня в Кремле.

    Неглинная — речка в Москве и набережная вдоль нее (ныне отведена в подземные трубы).

    Сертит —

    Вины фряжские — французские, вообще заморские вина.

    — передвигаясь с помощью костылей из-за болезни ног.

    Ты мнительно богат и т. д. — ты богат мнимо, так как весь твой мир только в воображении.

    Коль кудри хороши — насколько хороши кудри.

    Наприклад — например.

    Но ты, не ведая и т. д. В С в конце второго стиха стоит восклицательный знак, в ТП — вопросительный. Мы восстановили здесь вопросительный знак. О смысле этих двух стихов см. в комментарии к «Сатире» («Кто в самой глубине безумства пребывает...»), стр. 577.

    и т. д. — на выдуманные за границей взгляды, что нужно знать указы.

    Уложенье — книга законов, составленная при царе Алексее Михайловиче в 1649 г.

    Если б он на свете был его —

    Но зрящу мне в тебе — но когда я вижу в тебе.

    Старший (234—149 гг. до н. э.)— римский политический деятель, поборник старины и защитник аристократии.