• Приглашаем посетить наш сайт
    Сологуб (sologub.lit-info.ru)
  • *** ("Страдай, прискорбный дух! Терзайся, грудь моя!.. ")

    Страдай, прискорбный дух! Терзайся, грудь моя!
    Несчастливее всех людей на свете я!
    Я счастья пышного сыскать себе не льстился
    И от рождения о нем не суетился;
    Спокойствием души одним себе ласкал:
    Не злата, не сребра, но муз одних искал.
    Без провождения я к музам пробивался
    И сквозь дремучий лес к Парнасу прорывался.
    Преодолел я труд, увидел Геликон;
    Как рай, моим очам вообразился он.
    Эдемским звал его я светлым вертоградом,
    А днесь тебя зову, Парнас, я мрачным адом;
    Ты мука фурий мне, не муз ты мне игра.
    О бедоносная, противная гора,
    Подпора моея немилосердой части,
    Источник и вина всея моей напасти,
    Плачевный вид очам и сердцу моему,
    Нанесший горести бесчисленны ему!
    Несчастен был тот день, несчастнейша минута,
    Когда по строгости и гневу рока люта,
    Польстив утехою и славою себе,
    Ногою в первый раз коснулся я тебе.

    Но после стал Пегас обуздан и покорен.
    Эрата перва мне воспламенила кровь,
    Я пел заразы глаз и нежную любовь;
    Прелестны взоры мне сей пламень умножали,
    Мой взор ко взорам сим, стихи ко мне бежали.
    Стал пети я потом потоки, берега,
    Стада и пастухов, и чистые луга.
    Ко Мельпомене я впоследок обратился
    И, взяв у ней кинжал, к теятру я пустился.
    И, музу лучшую, к несчастью, полюбя,
    Я сей, увы! я сей кинжал вонжу в себя,
    И окончаю жизнь я прежнею забавой,
    Довольствуясь одной предбудущею славой,
    Которой слышати не буду никогда.
    Прожив на свете век, я сетую всегда,
    Когда лишился я прекрасной Мельпомены
    И стихотворства стал искати перемены,
    Де-Лафонтен, Эсоп в уме мне были вид.
    Простите вы, Расин, Софокл и Еврипид;
    Пускай, Расин, твоя Монима жалко стонет,
    Уж нежная любовь ея меня не тронет.
    Орестова сестра пусть варвара клянет,

    С супругом, плача, пусть прощается Альцеста,
    Не сыщешь, Еврипид, в моем ты сердце места,
    Аристофан и Плавт, Терентий, Молиер,
    Любимцы Талии и комиков пример,
    Едва увидели меня в парнасском цвете,
    Но всё уж для меня кончается на свете.
    Не буду драм писать, не буду притчей плесть,
    И на Парнасе мне противно всё, что есть.
    Не буду я писать! Но — о несчастна доля!
    Во предприятии моя ли этом воля?
    Против хотения мя музы привлекут
    И мне решение другое изрекут.
    Хочу оставить муз и с музами прощаюсь,
    Прощуся с музами и к музам возвращаюсь:
    Любовницею так любовник раздражен,
    Который многи дни был ею заражен,
    Который покидать навек ее печется
    И в самый оный час всем сердцем к ней влечется.
    Превредоносна мне, о музы, ваша власть!
    О бесполезная и пагубная страсть,
    Которая стихи писать меня учила!
    Спокойство от меня ты вечно отлучила,

    И музы кровь мою, как фурии, сосут,
    Пускай похвалятся надуты оды громки,
    А мне хвалу сплетет Европа и потомки. 

    <1768>

    Примечание:

    «Страдай, прискорбный дух! Терзайся, грудь моя!..» (стр. 158). Впервые — отдельно (СПб., 1768; ни один экземпляр не сохранился; см. Семенников, стр. 110). Печ. по PC, стр. 210—213.

    Без провождения я к музам пробивался. Вопреки истине, Сумароков утверждает здесь, что его творчество развивалось независимо от деятельности его предшественников Тредиаковского и Ломоносова.

    О бедоносная, противная гора! — Парнас.

    Эрата перва мне воспламенила кровь. Сумароков имеет в виду свои ранние любовные песни.

    Стал пети я потом и т. д. Речь идет об эклогах Сумарокова.

    И, взяв у ней кинжал.

    Когда лишился я прекрасной Мельпомены, Сумароков был отстранен от должности директора Российского театра 13 июня 1761 г. После этого он усиленно стал писать сатирические басни и через год, в июле 1762 г., сдал в печать сразу две книги «Притч».

    Орестова сестра — Электра, героиня одноименной трагедии Софокла.

    Алкеста, героиня одноименной трагедии Еврипида.

    Имеются в виду оды В. П. Петрова.

    Разделы сайта: