• Приглашаем посетить наш сайт
    Мордовцев (mordovtsev.lit-info.ru)
  • Двадцать две рифмы

    Потемкин! Не гнусна хороша рифма взгляду
                 И слуху не гадка,
    Хотя слагателю приносит и досаду,
                 Коль муза не гладка,
    И геликонскому противна вертограду,
                 Когда свиньей визжит.
    И трудно рифмовать писцу, в науке младу,
                 Коль рифма прочь бежит.
    Увидеть можно рифм великую громаду,
                 Но должно ль их тянуть?
    А глупые писцы их ищут, будто кладу,
                 В кривой тащат их путь.
    Что к ним ни прибредет, поставят рифмой сряду,
                 Так рифма негодна!
    А я на рифму ввек некстати не насяду,
                 Хоть рифма не бедна.
    К заросшему она вралей приводит саду,
                 Где только лес густой,

                 Где хворост лишь пустой.
    Набрався таковы в избах пииты чаду,
                 Вертятся кубарем

                 
    Я ввек ни разума, ни мысли не украду,
                 Имея чистый ум.
    Не брошу рифмою во стихотворство яду
                 И не испорчу дум.

                 Стихов не поврежу;
    Оставлю портить я стихи от рифмы гаду,
                 Кто гады — не скажу.
    Им служит только то за враки во награду,
                 
    Которые ни в чем не знали сроду ладу,
                 И вкус у них таков.
    Несмысленны чтецы дают писцам отраду,
                 Толпами хвалят их,

                 И Аполлон им лих.
    Однако скверному такому муз он чаду
                 Обиды не творит.
    Так он не свержется, хотя и врет, ко аду,
                   

    <1774>

    Примечание:

    — отдельным изданием под заглавием «Двадцать две рифмы и песня, подраженная Горацию» (СПб., без обозначения года). Резолюция Академической комиссии о напечатании—3 октября 1774 г. В 1774 г. Г. А. Потемкин стал новым и наиболее влиятельным фаворитом Екатерины. Занятый важными внешними (война с Турцией, отношения с европейскими государствами) и внутренними (борьба с Пугачевым) делами, Потемкин находил время и для проявления интереса к литературе. К августу — сентябрю 1774 г. относятся его беседы с Сумароковым о русской литературе (см. «Оду Григорью Александровичу Потемкину», стр. 79). Потемкин предложил Сумарокову написать трагедию без рифм (см. «Уведомление» Сумарокова в комментариях к эпиграмме «Окончится ль когда парнасское роптанье...» и письмо Сумарокова к Потемкину от 10 июля 1775 г. — «Литературная газета», 1830, 16 мая, № 28, стр. 223—224). К этому же времени относится стихотворение «Двадцать две рифмы», написанное Сумароковым в доказательство того, что рифма имеет положительное эстетическое значение. Сам Сумароков писал некоторые произведения белыми стихами («Ода Григорью Александровичу Потемкину», «Ода государыне императрице Екатерине Второй на торжество мира с Портою Оттоманскою 1775 года», некоторые переводы и псалмы).

    Разделы сайта: