• Приглашаем посетить наш сайт
    Полевой Н.А. (polevoy.lit-info.ru)
  • Письмо ко приятелю в Москву

    Знать хочешь ты, где я в Петрополе живу —
    О улице я сей еще не известился
    И разно для того поднесь ее зову,
    А точно то узнать не много я и льстился.
    Но должно знать тебе, писать ко мне куда:
                             Туда.
    По окончании его незлобна века,
            Сего живу я в доме человека,
                    Которого мне смерть
                    Слез токи извлекала,
    И, вспомня коего, нельзя мне их отерть.
                   Ты знаешь то, чья смерть
    В Москве сразить меня ударом сим алкала.
    Владеет домом сим его любезный брат,
    Толико ж, как и он, не зол и добронравен.
                   То знает весь сей град,
    Что честностью сей муж печется быти славен.
    Однако у него не этот только дом,
             Так я скажу тебе потом
                    Сему двору приметы,
                    
                    Приятеля любя,
    Я буду получать и спросы и ответы.
    В вороты из ворот, а улица межа,
              Живет почтенна госпожа,
    Два коей прадеда, храня нелицемерность
    И ко империи свою Российской верность,
              За истину окончили живот,
    Которых честности и усердии явленны,
    Для коей мужи те Мазепой умерщвленны,
    Спасая и Петра, и нас, и свой народ,
    Чтоб были искры злы, не вспыхнув, утоленны.
    К забору этого двора к Фонтанке двор,
                      С забором о забор,

    Науки коему, художества любезны;
    Он ведает, они для общества полезны.
    В сем доме у него всегда пермесский глас,
    Он сделал у себя в Петрополе Парнас.

    Той лире, коею играет Аполлон.

    И стал уже его прямым любимцем он.
              Его сестра играет на тинпане.

                                И для того
                      На сем дворе его
               Все слышат восклицанье хора.
    Певица же еще притом и Терпсихора. 

    <1774>

    Примечание:

    Письмо ко приятелю в Москву (стр. 304). Впервые — отдельным изданием под указанным заглавием (листок, без обозначения места и года). Резолюция Академической комиссии о напечатании — 8 января 1774 г. (Семенников, стр. 115). Печ. по ПСВС, ч. 9, стр. 175—176. О жанре стихотворения см. комментарий к стихотворению «На стрельцов», стр. 586.

    Поднесь — до сих пор.

    см. комментарий к стихотворению «Ко Степану Федоровичу Ушакову», стр. 533.

    Владеет домом сим его любезный брат. Ввиду бездетности А. Г. Разумовского все его имущество по указу Екатерины II перешло к его брату, К. Г. Разумовскому, в том числе и Аничков дворец, в котором жил в это время Сумароков и который поэт и описывает.

    и т. д. Очевидно, речь идет о какой-то женщине украинского происхождения, предками которой были В. Л. Кочубей и И. И. Искра. Однако в генеалогической литературе среди потомков указанных лиц не удалось найти эту «почтенну госпожу».

    В котором жительство имеет сенатор. —1784), сенаторе, в прошлом соученике Сумарокова по кадетскому корпусу. Олсуфьев, как указывают его биографы, «посвящал свои досуги музыке, театру, литературе» («Русский биографический словарь», том «Обезьянинов— Очкин», СПб., 1905, стр. 284). Сын Олсуфьева — вероятно, Дмитрий; дочери-Мария (1757—1820), Наталья (1758—1826). Впрочем, может быть, имеется в виду и Г. Н. Теплое (1711—1779), также сенатор и любитель искусства; о сыне его, как очень способном скрипаче, и дочерях-певицах упоминает Я. Штелин в «Музыке и балете в России XVIII века» (Л., 1935, стр. 139). Дома Олсуфьева и Теплова находились на Фонтанке, у самого Аничкова моста («Санктпетербургские ведомости», 1772, 17 февраля; «Sanktpetersburgische Zeitung», 1768, 4 апреля).

    Разделы сайта: