• Приглашаем посетить наш сайт
    Гоголь (gogol-lit.ru)
  • Краткая Московская Летопись (старая орфография)

    КРАТКАЯ МОСКОВСКАЯ ЛѢТОПИСЬ.

    Возшелъ на престолъ великаго княженія въ россіи на место родителя своего владимира всеволодовича мономаха, георгій, проименованный долгорукій. Престольный городъ былъ кіевъ. Старшаго сына своего андрея, наименованнаго боголюбивымъ, отделилъ онъ, и поставилъ государемъ суздаля и владимира. Шествуя посетить сына своево ко владимиру, увиделъ онъ отъ пути по обе стороны москвы реки прекрасныя села принадлежащія степану ивановичу кучку. Онъ не зделалъ пристойнаго великому князю, пришедшему въ ево вотчины, почтенія; и говорилъ о немъ гордяся съ некоторымъ презреніемъ, за что великій князь повелелъ ево привести предъ себя, и казнивъ бросити въ прудъ. Услышавъ о неутолимомъ детей ево стенаніи, не утешно оплакивающихъ кончину отца ихъ, сжалился онъ надъ ними и съ отменнымъ почтеніемъ отослалъ ихъ ко сыну своему во владимиръ. Кучковы сыны были хороши собою, а дочь ево прекрасна: сынамъ имена, старшему, петръ, младшему іоакимъ: а сестре ихъ имя улита. Возшедъ на гору, где ныне кремль, и обозревъ около рекъ москвы и неглинной лежащія прекрасныя места, возлюбилъ великій князь сіе местоположеніе, и повелелъ построить тамо деревянной городъ, и назвать по имени москвы реки, москвою: а въ имя сына своего андрея именованнаго прежде китаемъ, повелелъ онъ построить городъ у москвы реки, где ныне знаменской монастырь, названъ оный китаемъ. По семъ великій князь отходитъ во владимиръ, и сына своего андрея боголюбиваго сочетаваетъ со дочерью кучкова, и взявъ ихъ съ собою въ кіевъ отходитъ. Тамо сгодъ поживъ, великій князь георгій преставился, давъ о населеніи москвы сыну своему андрею завещаніе, который престольствуя во владимире, о населеніи москвы, по завещанію отца своего крайне старался, а паче о созиданіи церквей и объ иконномъ укратеніи; и взявъ изъ кіева икону пресвятыя девы написанную лукою евангелистомъ, полученную прежде изъ царя града, и украсивъ оную драгоценнымъ каменіемъ и жемчугомъ, золотомъ и серебромъ, каменную въ москве состроилъ церковь ко чести успенія пресвятыя девы, и сію икону поставилъ во ономъ храме, позлативъ верьхи ево, давъ лутчія къ нему села и всего збора десятую часть, но сія церковь не та, которую мы ныне. Видимъ подъ именемъ успенскаго собора. Великій князь андрей поживъ довольное время съ женою своею и имевъ отъ нея сыновъ во младости помершихъ оставилъ житейскія попеченія, не прикасаяся более супруге своей, и презирая всегдашнія докуки ея о должности супружества, огорчилъ жену свою, и возобновилъ досадующее въ ней воспоминаніе о смерти учиненной, отцемъ его, отцу ея; она согласився съ братьями своими живущими при великокняжескомъ дворе въ отменномъ почтеніи, чтобъ отцовой смерти учинить отмщеніе, которыя во время ночи, вшедъ съ оружіемъ въ ложницу ево, по наставленію злоковарныя сестры своей, спящаго ея супруга умертвили. Пришедъ изъ кіева во владимиръ братъ ево великій князь всеволодъ, и побивъ убійцовъ брата своего, приказалъ тела ихъ бросить въ озеро, а наставницу сего убійства живу на вратахъ повесить изъ луковъ разстрелять для устрашенія по-добныхъ ей злодеевъ. Отъ начатія великимъ княземъ георгіемъ москвы, до возобновленія княземъ даніиломъ прошло более ста летъ. Князь даніилъ, последній сынъ отца своего, остався двухъ летъ по преставленіи александровомъ и учиненный наследникомъ московской волости, въ оную по возрасте своемъ, пришелъ онъ изъ владимира: и пришедъ туда возлюбилъ сіе местоположеніе, какъ прежде того великій князь георгій. начатаго повеленіемъ георгіевымъ города, населяемаго переведенцами, какъ по многому видно, более не было: и осталися только старыя кучковскія села и заведенныя некоторыя слободы населенныя переведенцами. Где ныне кремль, тамо стоялъ темный, и непроходимый боръ: въ ономъ бору было великое и глубокое болото, посреди котораго лежалъ маленькій остророкъ, на немъ была построена хижинка, а въ ней жилъ пустынникъ именемъ букалъ: по имени ево называлася сія хижинка: букалова хижина: на месте семъ ныне дворецъ: а где хижинка стояла, на самомъ томъ месте поставилъ князь даніилъ деревянную преображенія господня церковь: вкругъ сего места построилъ онъ дубовую ограду, и городъ нарекъ, какъ и георгій, по имени реки, москвою: а москва река прежде называлася смородиною; но протекая чрезъ дорогу Смоленскую, какъ и протчія московскія воды, имела мостки, какъ и те реки, где ломалися оси, колеса и дроги, ради чево при мостке чрезъ неглинную поселилися и кузнецы, отъ чево и по ныне мостъ черезъ ту реку называется. кузнецкимъ мостомъ. Отъ сихъ мостковъ главная река получила наименованіе: а отъ реки и городъ. Въ 29 лето пришелъ къ нему изъ греціи епископъ варлаамъ, и съ собою принесъ на посвященіе церквамъ многія части нетленныхъ телъ угодниковъ божіихъ. Тогда князь даніилъ повелелъ ему освятити церковь на горахъ у москвы реки: горы по крутости местъ нарекъ онъ крутицами, а варлаама владыкою крутицкимъ. Внизъ москвы реки создалъ князь даніилъ по имени своему монастырь даніила столпника: где онъ и постриженъ и погребенъ. Селенія кучка были: воробьево, на воробьевой горе: симоново, где симоновъ монастырь: высоцкое, где петровской монастырь: кудрино и кулижки, тако и по ныне именуемыя: сухощаво отъ пересыханія речки, ныне сущово: кузнецкая слободка, где кузнецкой мостъ: и тамо были еще селенія, где вшивая горка: андроніевъ монастырь: тамо где красный прудъ, и где былъ чистый прудъ: а жилище кучково у чистова пруда было.

    ИВАНЪ ДАНИЛОВИЧЪ.

    Сынъ ево иванъ даниловичъ воспитанный въ москве и привыкнувъ ко симъ прекраснымъ местамъ, не хотелъ жити во владимире воспріявъ престолъ великаго княженія. Митрополитъ максимъ перенесъ престолъ свой изъ кіева во владимиръ, а преемникъ ево петръ благословя великаго князя перенести престолъ изъ владимира въ москву и свой туда же перенесъ. Поставлена симъ великимъ княземъ церьковь успенія; но не та которую мы видимъ ныне. Вместо княземъ даніиломъ построенной деревянной церкви преображенія, поставлена сыномъ ево каменная, которая и по ныне пребываетъ посреди дворца подъ именемъ спаса на бору, около коей после зделанъ былъ монастырь и пренесенъ даляе, когда место сіе подъ домъ великокняжескій взято, и названъ монастырь сей новоспасскимъ. По томъ построилъ онъ деревянный вторично кремль. Въ тотъ же годъ создана церковь михайла архангела, пребывающая и до ныне подъ именемъ архангельскаго собора, где погребено тело сего государя, а после нево где и все государи московскія погребалися: какъ митрополиты и патріярхи въ успенскомъ соборе; но не сіе зданіе церкви архангельскія было кое мы ныне видимъ. Сей государь великое княженіе усилилъ и отверзъ путь ко единоначалію.

    СИМОНЪ ИВАНОВИЧЪ.

    Сей избранъ и на новгородское княженіе: и во время жестокаго по всей россіи мора и съ детьми своими скончался.

    ИВАНЪ ИВАНОВИЧЪ.

    Государъ тихій постригшійся во младости своей, и вручивъ правленіе сыну своему димитрію ни въ какія светскія дела не вмешивался.

    ДИМИТРІЙ КОНСТАНТИНОВИЧЪ

    Выпросивъ ухищренно у ордынскаго царя себе великокняженіе отъ прямаго наследника и сына великаго князя съ престола согнанъ и выдалъ за нево свою дочь.

    ДИМИТРІЙ ИВАНОВИЧЪ.

    Победитель мамая на реке доне; но востревоженный по томъ приступомъ тактамыша къ москве, отъ котораго россія много претерпела; но московское княженіе димитріемъ распространилось. Алексей митрополитъ и сергій радонежскій были во дни ево: кремль обведенъ каменными стенами: состроенъ алексеемъ митрополитомъ чудовъ монастырь: сродникомъ и ученикомъ сергіевымъ построенъ симоновъ монастырь: андроникъ ученикъ сергіевъ построилъ андроніевъ монастырь: аѳанасій ученикъ монастырь высоцкой въ серпухове: а супруга димитріева въ москве вознесенской.

    ВАСИЛІЙ ДИМИТРТЕВИЧЪ.

    Велъ войну съ новогородцами и наложилъ на, нихъ дань. Воевалъ съ отцемъ супруги своей анны витольдовны. Лишился смоленска и отъ набега татарскаго князя едигея претерпелъ около москвы великія разоренія: и лишивъ сына своево по некоторымъ обстоятельствамъ наследства, далъ ему только угличъ. Тамерланъ изъ россіи выгнанъ.

    ВАСИЛІЙ ВАСИЛІЕВИЧЪ.

    Народъ не взирая на то что отецъ отрешилъ ево отъ наследства возвелъ ево на престолъ: и хотя онъ и дважды сверженъ былъ со престола; однако онъ на немъ утвердился, бывъ крайне любимъ москвою. Новогородцевъ противящихся платити дань усмирилъ онъ. Нареченъ онъ темнымъ; по тому что князи непріятели ево выкололи ему глаза; но онъ виделъ, хотя и худо. Митрополитъ іона былъ во дни ево владенія. Москва отъ дней димитріевыхъ и въ сіи два владенія разширялася и расцветала.

    ИВАНЪ ВАСИЛІЕВИЧЬ.

    1462.

    Всея россіи самодержецъ: во дни владенія ево Марѳа посадница возмутила Новъ градъ; но онъ городъ сей покорилъ и взявъ ево подъ свою область, вывезъ оттоле великое богатство: серебра, золота и всякаго именія, которое великими обозами оттоле везено было, къ обогащенію ево и всея москвы. Сей государь былъ мужъ великаго духа, хотя и весьма грозенъ. Москву украсилъ онъ и далъ ей нынешнее великолепіе: ныне пребывающая успенская соборная церковрь при немъ заложена: кремль распространилъ онъ и обвелъ ево новыми стенами. Украсивъ прекрасными башнями и спаскія врата поставилъ: большая пушка вылита при немъ: никольскія ворота, тайницкія и погреба подъ дворецъ при немъ совершены. И хотя крымъ и обезсилелъ отъ сего государя; но казань усилилася: однако онъ ее принудилъ покориться подъ свое повеленіе. А по сочетаніи съ греческою царевною софіею, взялъ онъ и гербъ цесарей греческихъ двуглавнаго орла: а до ево дней былъ гербъ россійскихъ великихъ князей всадникъ только, который и ныне нри двуглавномъ орле оставленъ.

    ВАСИЛІЙ ИВАНОВИЧЬ.

    1505.

    Сей казанцовъ паки усмирилъ; однако по томъ почти все войско ево отъ нихъ побито. Поляки сообщася съ крымцами воевали съ нимъ. Усмирилъ онъ противящихся власти ево псковитянъ. Отнятъ дедомъ ево смоленскъ у поляковъ и возвращена смольянамъ икона смоленская, по прозьбе ихъ и по совету митрополита: но списокъ оставленъ: а на томъ месте до коего она была препровождаема, состроилъ василій ивановичъ новодевичій монастырь и поставилъ тамо списокъ сей: построена церковь варвары, на варварскомъ торгу, и улица та варварскою названа: строилъ ее италіянецъ, какъ и все почти знатныя строенія въ царство отца ево италіянскими архитектами ставилися: состроена церковь варвары иждивеніемъ гостя бобра съ братьями: въ то же время поставлена церковь іоанна предтечи каменная, бывшая при петре митрополите соборною: а при ней построенъ митрополичій домъ: церковь петра митрополита, а при ней монастырь нареченный высоцкимъ, у неглинной: церковь на сретенке введенія: у фроловскихъ воротъ церковь аѳанасія и кирилла. При самомъ конце жизни своея съ великимъ нетерпеніемъ постригся онъ и воспріялъ имя варлаама. Въ последнія лета жизни своея сталъ онъ царемъ титуловаться.

    ЦАРЬ ИВАНЪ ВАСИЛЬЕВИЧЬ.

    1533.

    Получилъ казань, астрахань и сибирь. При немъ состроена церковь покрова у спаскихъ воротъ и грановитая палата: сысканъ путь агличанами къ городу архангельскому, и оставлено прежнее путешествіе по бальтійскому къ россіи морю. Книгопечатаніе въ москве зачалося при семъ государе. Онъ называется грознымъ; но я все то прехожу молчаніемъ; и ради того не упоминаю ни объ усмиреніи ново-городцевъ, ни ливонцовъ. При немъ пострадалъ митрополитъ филипъ за недопущеніе раздробить россію. При немъ китай обведенъ каменными стенами, и построенъ городъ свіяжскъ.

    ѲЕДОРЪ ИВАНОВИЧЬ.

    1584.

    Государь тихій, въ котораго владеніе правилъ государствомъ борисъ годуновъ шуринъ ево и мужъ дочери малюты скуратова, любимца царя ивана васильевича. Возволновавшіяся казанцы покорены. Годуновъ желая по немъ царствовати велелъ умертвити брата ево димитрія. Царь ради свидетельства сего убіенія пошелъ въ угличъ, а годуновъ велелъ зажечь москву, дабы царь поворотился, что и учинено; однако годуновъ москву выстроилъ еще лутче, давая погорелымъ довольно на строеніе казны. Во дни сего царя зделана въ семь летъ стена белаго города, который сперьва назывался царевымъ городомъ, какъ тверская названа тогда царевою улицею, а никитская царицыною. При немъ и приказы московскія стараніемъ годунова построены. Пришедшія крымскія къ осаде москвы татары прогнаны отъ воробьевскихъ горъ: а где во время сраженія была икона донская, поднесенная подъ сраженіемъ димитрія съ мамаемъ великому князю донскими козаками, и поставленная во благовещенскомъ соборе, тамо после победы царь построилъ монастырь, и сію икону далъ сему монастырю, который и ныне существуетъ близь воробьевыхъ горъ подъ именемъ донскаго монастыря. Патріярховъ уставилъ онъ. Возвращены ямбургъ, копорье и ивань городъ.

    БОРИСЪ ѲЕДОРОВИЧЬ.

    Годуновъ еще умноживъ россіи пышность отошелъ по смерти царской въ монастырь, будто убегая монаршей власти и ища уединенія. Но работая тайно о возведеніи себя на престолъ, и умоленъ пришедшими къ нему духовными и боярами, съ иконами и со крестами, принялъ скипетръ. Романовыхъ разослалъ онъ, а ѳедора никитича и супругу ево постригъ; ибо ѳедоръ никитичь былъ двоеродной скончавшемуся царю братъ: ево по свойству хотели возвести на престолъ. Годуновъ получивъ много непріятелей во своихъ подданныхъ, ради безопасности своей завелъ доносителей: холопей на господъ и протчихъ, и доводы приведенныя въ употребленіе царемъ иваномъ василіевичемъ умножилъ, отъ которыхъ произошла после ныне разрушенная тайная канцелярія. Датскаго королевича, жениха дочери своей отравилъ онъ изъ подозренія, дабы не лишиться престола. А какъ ложный димитрій усилился; такъ годуновъ отъ страха отравился. Онъ построилъ ивановскую большую колокольню: а до нево была только сія, на которой царь колоколъ виселъ после.

    ѲЕДОРЪ БОРИСОВИЧЪ.

    1604.

    Царствовалъ только шесть недель, и присланнымъ отъ ложнаго димитрія умерщвленъ и съ матерью.

    1605.

    онъ царевичъ. Димитрій и царскую печать. Бывшій у поляковъ папской посолъ и ставшій после папою подъ именемъ климента VIII, по переписке изъ польши благословилъ ево войти на тронъ а поляковъ ему помогати; но съ темъ дабы ему въ россію римскій ввести законъ. Поляки вооружилися и пошли съ самозванцомъ, а сендомирской воевода выдалъ за нево свою дочь маріяну. Города россійскія и войски все покорялись ему где онъ ни шелъ. По томъ пришедъ ко граду москве встреченъ онъ со крестами: и все ему покорилися. А я во извиненіе моево отечества сіе предлагаю. Какъ не поверити было возможно, что сей самозванецъ не подлиннный димитрій? Имелъ онъ крестъ и печать точно данныя царевичу: приметы на лице и на теле были точныя, какъ у царевича: одна рука короче какъ у царевича: мать ево признала и любила а онъ ее почиталъ. Разстригою отрепьевымъ не признавалъ ево ни кто, который десять летъ былъ ево старяе, и вышедъ съ нимъ изъ польши, за свои неистовства отъ него сосланъ подъ началъ въ отдаленный монастырь, о чемъ и чудовъ и вся москва тогда были известны: а о спасеніи царевича всегда слухъ носился. Папа именованнаго самозванцемъ поощрялъ письмами ко исполненію обещанія: о чемъ онъ нагло старался: а поляки делали всякія неистовства и ругательства церквамъ, закону и насиліе народу: да самъ онъ по вшествіи своемъ въ москву изнасиловалъ царевну ксенію дочь бориса ѳедоровича и после постригъ; достоинъ ли онъ имени человеческаго а не только царскаго по сему единому? онъ же носилъ одеяніе польское: вместо середы постился въ суботу: въ праздники въ баню ходилъ и некогда во всенощну николина дни: вотъ причины ево сверженія. Шуской ища и своего щастія ухитрился на него; но сіе известно стало: а шуйской за то на смерть осужденъ: и уже лежа на плахе, когда и топоръ поднятъ былъ, прощенъ онъ отъ самозванца. Вся россія на пришедшаго изъ польши злочестивца возволновалася и подъ предводительствомъ шуйскаго свергла ево съ престола: а шуйской застрелилъ ево изъ пистолеты своею рукою. И хотя и все почитали ево подлиннымъ димитріемъ, но государемъ недостойнымъ престола; однако по повеленію шуйскаго, принесены изъ углича мощи царевичевы: и все сіе всенародное мненіе что сверженный со престола былъ подлинный димитрій истребилося.

    ВАСИЛІЙ ИВАНОВИЧЪ.

    1606.

    Онъ выбранъ на престолъ, частію ради того что избавилъ москву отъ самозванца и отъ гоненія поляковъ: а частію что онъ ближайшій сродникъ былъ царю ѳедору ивановичу, хотя и онъ былъ далекъ. Сей царь сталъ отомщати участныя свои обиды, и былъ нелюбимъ ради того: онъ же былъ очень лукавъ: да и лице ево показывая то народу, было противно; чево ради силою постригли ево и отдали полякамъ, во уповати имети на престоле польскаго королевича.

    МЕЖДУЦАРСТВІЕ.

    Шуйскаго свергнувъ со престола не знали россіяня что имъ делать, и опасаяся новыхъ бедствій отъ своихъ соплеменниковъ возведенныхъ на тронъ, бросалися они, то къ полякамъ, то ко шведамъ дабы ихъ королевичей возвести на царствованіе: а поляки и шведы ихъ разоряли только обманывая и отнимая у нихъ города и земли. Поляки мужествомъ и разумомъ князя пожарскаго заседшія въ москве и по томъ запершіяся въ кремле покорены и по многомъ ихъ россіянамъ озлобленіи достойную мзду прияли. А михаилъ ѳедоровичь избранъ на царство.

    ѲЕДОРОВИЧЪ.

    1613.

    Сей государь отца своево вделалъ патріярхомъ изъ архиепископовъ, а постриженную мать вознесенскою игуменьею. Мать не хотела ево выдать на царство изъ костромскаго ипатскаго монастыря, куда они сосланы были, видя неосновательство народа; но по прошенію всего народа возшелъ онъ во младости своей на престолъ, помогаемъ правительствовати седьмью выбранными къ тому боярами. Онъ разстроенную россію упокоилъ и привелъ во порядокъ, хотя по необходимости и съ ущербомъ. Теремы въ которыхъ обиталъ сынъ ево царь алексей михайловичь состроилъ онъ ради ево и своево другова сына.

    АЛЕКСѢЙ МИХАЙЛОВИЧЪ.,

    1645.

    По возшествіи на престолъ прогналъ онъ турокъ и татаръ отъ украйны. Новогородцевъ и псковитянъ усмирилъ онъ. На соль прибавка цены положена при немъ, и приказано покупать клейменыя аршины, дабы не было въ мере обмана; отъ сего зделался бунтъ. Мятежники приступали къ селу коломенскому и просили на убіеніе морозова; но въ скорости собралися дворяня и ихъ подъ коломенскимъ перебили и раскосовали. Въ ево время бунтовалъ стенька разинъ, но поиманъ и въ москве колесованъ. Сей государь положилъ основаніе правильнаго войска, и старался завести мореплаваніе, зделавъ уже корабль, который стенька разинъ сожегъ: а смерть пересекла сіе ево намереніе. Взялъ онъ смоленскъ и всю польшу устрашилъ. Патріярха никона создавшаго воскресенской, иверской и крестной монастыри свергъ онъ со престола: а паче за то что будто онъ подкупленъ поляками, и согласився съ новогородскимъ градодержателемъ доносилъ государю о опасности отъ шведовъ, и вызвалъ ево изъ польши, которую ему завоевать было уже очень легко.

    ѲЕДОРЪ АЛЕКСѢЕВИЧЪ.

    1676.

    слабъ былъ теломъ, толико бодръ разумомъ. Преставился онъ ко сожаленію, плачу и стенанію всего россійскаго народа.

    ТАБЛИЦА О СУПРУГАХЪ МОСКОВСКИХЪ ГОСУДАРЕЙ.

    Иванъ даниловичь. -- елена, а чья дочь не известно.

    Симіонъ ивановичь. -- 1. анастасія великая княжна литовская. 2. параскева ѳедоровна княжна смоленская. 3. марья александровна, княжна тверская.

    Иванъ ивановичъ. -- 1. ѳедосья димитріевна, княжна брянская. 2. александра, чья не известно: мать димитрія донскаго.

    Димитрій ивановичъ. -- евдокія димитріевна княжна суздальская: дочь димитрія константиновича.

    Василій димитріевичъ. -- софья витольдовна великая княжна литовская.

    Василій василіевичъ. -- княжна марья ярославовна внука князя владимира донскаго.

    Иванъ василіевичъ. -- 1. марья борисовна княжна тверская. 2. софья ѳоминишна царевна греческая, родная племянница последнему греческому императору константину палеологу.

    Иванъ василіевичъ. -- 1. настасья романовна юрьева: скончалася: мать царя ѳедора ивановича. 3. марья темрюковна княжна черкаская: разведена. 4. марѳа василіевна собакина: пострижена. 5. анна григоріевна васильчикова: погибла. 6. княжна долгорукова: погибла. 6. дарья ивановна колтовская: пострижена. 7. марѳа ѳедоровна нагихъ: мать царевича димитрія: осталася вдовою.

    Ѳедоръ ивановичь. -- ирина ѳедоровна годунова, сестра бориса ѳедоровича.

    Борисъ ѳедоровичь годуновъ. -- марья григоріевна дочь малюты скурлатова, начальника той стражи, и после именованныхъ опричниками, съ которыми царь иванъ василіевичъ, освободився изъ александровой слободы, куда онъ отъ народа сосланъ былъ, вшелъ въ москву и возшелъ паки на престолъ.

    Ѳедоръ борисовичъ: былъ холостъ.

    Василій ивановичь шуйской. -- княжна елена петровна буйносова ростовcкая.

    Михаилъ ѳедоровичь. -- 1. марья владимировна княжна долгорукова. 2. евдокія лукіяновна стрешнева.

    Ѳедоръ алексеевичъ. -- рожденъ отъ милославской 1. агафья семеновна грушецкая 2. марѳа матвеевна апраксина. Отъ милославской рожденъ и царь иванъ алексеевичъ и царевна софья алексеевна: а отъ нарышкиной рожденъ петръ великій.

    Раздел сайта: