• Приглашаем посетить наш сайт
    Карамзин (karamzin.lit-info.ru)
  • Противуречие г. Примечаеву (старая орфография)

    Противуречіе г. Примечаеву.

    Въ письме некоего Примечаева написано, что -- все то, что доброе о нравахъ нашихъ, есть наследіе отъ предковъ намъ: а худое все отъ татаръ. По кажущемуся подлиннымъ моему многовременному о Россіи изследованію, я осмеливаюсь мненію г. Примечаева попротиворечить. Татары, не только благородныя, но и остатки нижайшихъ ихъ отраслей суть люди добрыя: а народы ихъ въ добродетели всегда были отличны; и тако нравы ихъ не могли насъ ни какимъ заразить худомъ. Худыя нравы, отъ худыхъ сердецъ и отъ малаго просвещенія происходятъ; да есть и остатки худобы въ нашемъ народе отъ Сарматовъ смесившихя со Славянами, когда Славяня ихъ завоевали и покорили, Славяня сами суть отрасли Цельтовъ соплеменниковъ Скиѳамъ. Жестокосердыя люди во всехъ народахъ сыскиваются. Скиѳское жестокосердіе то же, которое мы видели и видимъ и во Европейскихъ народахъ, различествуя только что оно было всегда обнаженно: а у Европейцовъ оно подъ маскою, ради прикрытія отъ малоумныхъ людей; нбо разумныя и подъ маскою ясно беззаконія видятъ. Лютый Татаринъ огрызается, лаетъ и кусаетъ: изгнанный изъ своего отечества Французъ ластится, ласкаетъ и кусаетъ; но тотъ песъ который ластяcя кусаетъ опасняе. Предки наши никогда лаянію Татаръ не подражали: а подражали только ихъ истиннолюбію и геройству, которымъ они и сами не меньше ихъ исполнены были: а подражая еще умножали свое любочестіе. Изрядно бы было, ежели бы и мы никогда гнуснымъ и подлымъ уклонкамъ очень часто въ наглости претворяюіцимся изгнанныхъ изъ отечества Французовъ не подражали. Негодныя люди никогда середки не знаютъ: излишно уклончивый обычайно излишно наглъ бываетъ, отъ крайностей преходя ко крайности: какъ изъ атеиста делается суеверъ, а изъ суевера атеистъ; но то принадлежа безумствующей душе нашей реже случается: а уклончивый человекъ въ одинъ часъ и уклончивъ и наглъ бываетъ. Я очень далекъ отъ тово, что бы Татаръ Французамъ предпочтить; ибо у Татаръ нетъ ни единыя школы. Но не было бы худа, если бы и у Французовъ школъ было но меньше; ибо школы, колико разумныхъ людей ко совершенству приближаютъ, толико безумныхъ отъ совершенства удаляютъ. Порядочная простота ближе ко естеству, нежели безпорядочное умствованіе. Истинная наука приводитъ ко познанію божества и человечества: а суетное и обремененное мудрованіе приводитъ ко заблужденію, суеверію и безбожію. Татары имели основаніе на мужестве и истинне, и насъ никогда непортили: а портятъ благородное Россійское юношество Французскія худонравныя учители: отъ учениковъ ихъ портятся слуги, а отъ слугъ развращаются и поселяня. Вотъ причина нашего развращенія, а не Татары. А сіе мое мненіе сами. Почтенныя Французы утверждаютъ. Я виделъ бродягу таскающагося мимо моихъ окошекъ, и вдвое дороже другихъ хлебниковъ продающаго хлебы, въ Москве влачима шестернею въ преизрядной карете, и содержимого въ какомъ то доме наставникомъ благородныхъ детей, не хлебы у нево печь учащихся, по красноречію Французскаго языка, Исторіи, Географіи и Морали учащихся. Почтенны Французы; но не потому что они вместо Здравствуй говорятъ Бонъ журъ: а худыя Татары не потому презренны, что они вместо того говорятъ Саломъ Аликъ. Добрый и отличный человекъ достоинъ почтенія, безъ различія Россіянинъ ли онъ, Французъ ли, или Татаринъ: а клопъ Французской передъ клопомъ Татарскимъ ни какова не имеетъ преимущества.

    Раздел сайта: