• Приглашаем посетить наш сайт
    Ломоносов (lomonosov.niv.ru)
  • Слово о любви ко ближнему (старая орфография)

    СЛОВО

    О любви ко ближнему.

    Якоже хощете, да творятъ вамъ человецы, и вы творите имъ такожде.

    Въ сихъ заключается словахъ поручаемая намъ отъ Бога добродетель, и слово сіе еще важняе изреченія: чего не хощешъ ты себе, того не желай и другому. Похвально не желати ближнему нещастія; но еще похвальняе желати ему щастія: а еще похвальняе быти руководцемъ щастія ближнему. Симъ паче всего уподобляемся мы Богу; ибо Вышній ни о чемъ толико не печется, какъ о нашемъ благоденствіи: наша на истинне основанная польза, славы Создателя есть отрасль; ибо мы ради того созданы, дабы пользуяся жизнію своею прославляли Создавшаго насъ. И ежели будемъ мы разрушати благоденствіе ближняго; такъ симъ будемъ мы противиться намеренію Вышняго, и стараться разрушити славу его. И хотя мы ущерба славе его и не учинимъ; однако толико же согрешимъ, какъ мы то исполнили, имевъ устремленіе противиться воле его и данной душамъ нашимъ совести. О семъ пекутся наместники Божіи, носящія къ пользе рода человеческаго венцы и скипетры: о семъ печется наша Всепресветлейшая Венценосица Великая ЕКАТЕРИНА, всеми помышленіями Своими и всею Своею премудростію, благодетельствуя порученному Ей отъ Бога народу. Подражайте собранныя слышатели въ руководстве блаженства ближняго Великой нашей Монархине! Подражайте сыны отечества добродетели Матери отечества! соглашайтеся съ намереніемъ Божіимъ и его Наместницы. Уподобляйтеся добродетелію сею Обладателю подсолнечныя! Уподобляйтеся добродетелію сею Обладательнице Россіи; да симъ подражаніемъ будемъ достойны имени подданныхъ Великой ЕКАТЕРИНѢ, и имени созданныхъ человековъ по образу и по подобію своего Создателя, дабы мы во временной жизни могли взирати безъ трепета ко правосудію Богомъ венчанной Императрицы, и въ жизни вечной ко правосудію Божію; да симъ подражаніемъ будемъ достойны предстати предъ лице Монарше и предъ лице Божіе. Таковымъ подражаніемъ данное намъ на земли время препроведемъ мы безъ мучительнаго угрызенія совести: безъ ужаса приближимся ко гробу, и безъ трепета услышимъ трубный гласъ, когда возвестится намъ второе на землю Божіе низшествіе. А что воскресеніе мертвымъ конечно будетъ, о томъ не можемъ сумневаться, хотя бы насъ и Священное Писаніе въ томъ не утверждало; ибо сходно ли то съ милосердіемъ Божіимъ, дабы насъ создати на одну пылинку вечности, и что бы мы для славы Божіей на самое краткое время изъ небытія въ бытіе вошли, и получивъ ненасытное желаніе пребывати, горькую вкусили смерть, и вечно въ небытіе возвратилися. Сіе не сходно бы было и съ ограниченнымъ милосердіемъ. Ежели же кто симъ попротивуречитъ, будто Богу не удобно было создати насъ вечными; такъ было ли бы то сходно со всемогуществомъ его? и такъ когда мы не вечны въ мире семъ; такъ конечно есть другая жизнь, которая никогда не окончется. Что выше нашего понятія, то быть можетъ: а что противъ нашего понятія, того быть не можетъ; вечная наша жизнь есть выше нашего понятія, а вечная наша смерть есть противъ нашего понятія: а изъ сихъ едино непременно быти должно; следственно въ надежде воскресенія и вечнаго съ Богомъ пребыванія не могли бы мы сумневаться, ежели бы мы и откровенія не имели. Надейтеся собранныя слышатели, надейтеся твердо и не сумненно, что будетъ воскресеніе мертвыхъ, и следственно и воздаяніе и наказаніе, и брегитеся день и ночь уготованныя злодеямъ муки: а паче и того брегитеся, раздраженіемъ ближняго, раздражати Бога; кто только вечныя муки опасаяся убегаетъ беззаконія, не имея къ Богу любви, тотъ еще не усыновдяется Создателю своему. Сверьхъ того, не возможно ради единаго страха, исполняти волю Божію: и ежели кто симъ страхомъ не будетъ участникомъ злодеянія; такъ будетъ участникомъ зломышленія, что хотя и меньше злодеянія, но добродетелію никогда не наречется: такой человекъ подобенъ окованному зверю не вредящему препятствіемъ оковъ. И тако должны мы не делати ближнему зла, не для того, что за то вечная мука предписана, но для того, что мы повинуемся, очистивъ сердца наши, добродетели и любя Бога, любимъ и ближняго; приучивъ душу свою къ жалости и человеколюбію. Не обижайте ближняго; обижая его, устремляетеся вы досаждати Богу, а не возмогши учинити ему зла обижая ближняго, злодействуете себе того ради: Якоже хощете, да творятъ вамъ человецы; и вы творите имъ такожде. Не приучивъ души ко человеколюбію, трудно то творити другимъ, чево мы себе желаемъ, и весьма то легко тому исполнити, кто любитъ Бога. Творите благо ближнему; а симъ благомъ соделаете благо Богу: а инаго блага мы ему учинить не можемъ. Кроме сего, какія дары мы ему принести можемъ? вся вселенная его и нетъ у насъ иныя Богу жертвы, кроме любви ко ближнему: сего единаго онъ отъ насъ требуетъ, и снабдивъ насъ свободою душъ, единаго сего отъ нея желаетъ. Весь законъ заключается по словамъ нашего Законодавца Христа Спасителя въ любви къ Богу и ближнему. А сіе исполнити не трудно и не ложны слова сіи: иго мое благо и бремя мое легко есть. Не тяжекъ намъ законъ нашъ, но тяжки намъ испорченныя наши сердца; такъ не законъ, но сердца наши исправленія требуютъ: а таковаго закона отъ начала мира ни где не бывало, где бы было предписано, обманывать, красть, грабить и убивать; ибо такой скаредный законъ былъ бы къ погубленію рода человеческаго, а нашъ установленъ законъ ко блаженству человеческаго рода. Сія вліянная въ насъ Богомъ искра, которую мы совестію называемъ, всегда злодеянію прекословитъ: и сей дарованный намъ отъ Бога ко управленію жнтія нашего талантъ, купно доказываетъ и то, что есть и Богъ и то, что должна быти добродетель, и что есть и воздаяніе и наказаніе по смерти. Благоденствующій въ сей жизни злодей и злоденствующій праведникъ, безъ будущаго воздаянія и наказанія лишенны бы были правосудія: а того быть не можетъ; ибо есть Богъ: а о томъ, что есть Богъ, не сумневается ни кто изъ человековъ чистосердечныхъ и благоразумныхъ. А сумневаются о немъ и не познаваютъ его только одни не просвещенныя умствователи, отторженныя злосердіемъ и коркою науки отъ добродетели и отъ естествевныя простоты, показующія намъ довольно бытіе Божіе, и не углубившіяся въ изследованіе премудрости Божіей, уподобляяся мореплавателямъ, не видящимъ ни того брега, отъ котораго они отплыли, ни того, къ которому мчатся. А просвещенныя наукою люди, чемъ более въ ней углубляются, темъ более ко утвержденію и наконецъ ко ясному о пребываніи и велвчестве Божіемъ приходятъ понятію. Не пустившіяся въ море отъ брега люди видятъ единый брегъ: достигшія другова брега люди знаютъ оба берега: а посреди водъ безъ кормила носимыя бурею не видятъ ни единаго брега, и заблуждаяся по глубине морской, о перьвомъ бреге не мыслятъ, а другова не знаютъ, и плывя безъ кормила ждутъ сжеминутно своей погибели. Не странно ли, что безбожники беззаконствуютъ; то странно, что познавающіи Бога то же делаютъ: а таковыхъ людей беззаконія всемогущаго Обладателя вселенныя еще больше раздражаютъ, познавающихъ Бога ради того единаго, чтобы его прогневлять, уподобляяся діяволу и ангеламъ его; ибо и они знаютъ о величестве Божіемъ. Извиняются злодеи сими словами: единъ Богъ безъ греха; но здесь не о согрешеніяхъ нашихъ речь, но о погубляющихъ ближняго нашихъ беззаконіяхъ, и что многія творятъ людямъ то, чево они себе не желаютъ. Разбойники убиваютъ; тати окрадываютъ; хотятъ ли они того себе? Сіи злодеянія очень ясны; но не ясны они тогда, когда они въ пущей своей важности, пріемля и другой цветъ и отъ того и другое названіе, претящее намъ по ослепленію самолюбіемъ, разсмотрети то, что мы делаемъ. Убіеніе и оскорбленіе добродетели, и лишенія жизни зляе еще, а особливо зляе еще тогда, когда оное некіимъ притяженіемъ исполняется. Проповедующій безбожіе и сея беззаконіе гнусный и лишенный и здраваго разсудка и добродетели всеминутно изобличаемый совестію Атеистъ, или невежу или младаго человека ко своему притянувъ на единомъ бездельстве основанному мненію, более еще согрешаетъ, нежели мучитель, принуждающій человека отрещися истиннаго Бога, и влечетъ беднаго человека ко злодеянію собственнымъ онаго человека соизволеніемъ, и свою обиду и ево по раскаяніи горесть увеличивая. Таковый проповедникъ омрачаетъ совесть ученика своего, и приводитъ ево на пути развращенія, къ оскорбленію ближнему; но хочетъ ли онъ отъ таковаго развращеиія оскорбленія себе? А не редко въ другихъ обманахъ во лжесвидетели зовутъ безсовестныя законопреступники и самаго Бога; что тяжче сего злодеянія? и что большаго достойно наказанія? Не верити что есть Богъ, и основываяся на таковыхъ развращенныхъ мысляхъ, быти злодеемъ, почитая ложное свое мненіе истиннымъ, и приводити другихъ ко мерзкой своей мысли, есть пагубно: а верити тому что есть Богъ, и обманывати человъка, есть еще пагубняе. Уговаривающіяся, продающія, и во всякія вступая обязательства, давая Бога порукою, не редко сего призваннаго великаго поруку оставляютъ; но могутъ ли таковыя злодеи называться тварію созданною къ чести своего Создателя, толикое учиняя Создателю своему воздаяніе? А приводящія подъ видомъ добродетельныхъ человековъ на развращенныя ближняго дела лицемеря и свидетелемъ призывая Бога сще и сихъ хуже. Горе человеку, имъ же соблазнъ приходитъ: Горе темъ, которы въ соблазне образцемъ бываютъ; но темъ еще и зляе будетъ, которыя въ соблазне руководствуютъ, и зляе всехъ темъ, которыя руководствуя въ ономъ утверждаютъ речи свои и обещанія клятвами и свидетельствомъ самаго Бога. А Богъ насъ конечно къ чести своей и къ пользе нашей создалъ. Но польза ли то мне, когда я погубляю свою душу. Аще кто и весь миръ приобрящетъ, но душу свою осквернитъ, ничто есть. Не прикасайтеся чести, жизни и именію ближняго: и мало еще того; но соблюдайте честь, жизнь и именіе ближняго: тогда вы исполните сіе: яко же хощете да творятъ вамъ человецы; и вы творите имъ такожде. Симъ будете вы любезны Богу, и будете сопричастник. ами его радости. Великій Боже! вкорени сіе Евангельское слово въ сердца слышателей и да не погибнетъ сіе имъ мое поминовеиіе по изшествіи ихъ изъ храма твоего, но да будетъ имъ памятно во все дни живота ихъ, и да безъ трепета престанутъ предъ лице твое, и съ тобою будутъ наслаждаться неизреченнымъ веселіемъ, во веки вековъ.