• Приглашаем посетить наш сайт
    Вяземский (vyazemskiy.lit-info.ru)
  • Речь на день Коронования Ея Величества Императрицы Екатерины Ii (старая орфография)

    СЛОВО

    на день Коронованія Ея Величества Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II.


    Празднуя день коронованія Твоей Повелительницы радуйся, отъ валовъ Бальтйскихъ, до Восточной Америки, и ото льдистаго Океана, до Хинскія области простирающаяся Россія! Ликовствуйте подвластныя Великой ЕКАТЕРИНѢ многочисленныя народы! Играйте моря біющіа во брега странъ сей Монархіи, и гордыя реки протекающія Северный Едемъ, и орощающія тучныя и прекрасныя луга, нивы и рощи! Наперсники Музъ, просвещайте отечество свое подъ покровомъ Россійскія Паллады! Наперсники Беллоны, храиите мужественно Россійскія границы! Судіи, блюдите уставы поражающія беззаконниковъ, и ограждающія безопасностію невинныхъ; ибо внутреннія злодеи обществу еще и внешнихъ пагубняе! Следуй Россійское Дворянство Богине своей предшествующей тебе ко храму премудрости! Суетно звучитъ имя благородства, не имея благородныхъ качествъ: безъ достоинства не велико украшеніе человеку благородное одеяніе, а благородное имя еще менше. Способствуй Россійское купечество изобилію и обогащенію сея Имперіи, и обогащайся не отягощеніемъ, но облегченіемъ сыновъ Россійскихъ, и заслуживай себе почтеніе, не полученіемъ чиновъ, но услугою отечеству! А ты духовенство перьвостепенствуя въ обществе и начальствуя надъ душами нашими, устремляяся ко ежедневному проповедыванію святыя добродетели и ко истребленію беззаконія, исправляй грешниковъ и отлучай злодеевъ отъ сообщества праведныхъ; ибо они на сіе слово, что несть греха побеждающаго человеколюбіе Божіе, излишно надеются: къ чему ихъ покаяніе, когда они довольствуются соделанными своими согрешеніями, а обиженныя ими страждутъ? Проповедывайте добродетель и упражняйтеся въ оной; ибо, когда заблуждается пастырь, заблуждаются и овцы. Щастливо то тело, у котораго все члены здравы, и способны ко трудамъ, и премудра глава: и блаженно то общество, которымъ правосудный Государв повелеваетъ. О пространная Рос-ійская Имперія, буди толико устремительна къ общему своему блаженству, колико премудра глава твоя; да не тщетно, но къ пользе твоей и ко славе твоея Императрицы, въ подсолнечной возгремитъ имя Великія ЕКАТЕРИНЫ! утверждай Государыня правосудіе на престоле Россійскомъ, ко безопасности нашей и для способности намъ быти здравыми и полезными членами Твоего и нашего отечества и когда обличенное беззаконіе сокрышися въ человечестве, единымъ человвчествомъ Тебя умилостивляти будетъ; всспомяни тогда милосердейшаго на свете Государя, котораго лишившися Римская Имперія, въ отчаяніи своемъ воображала, что не только Римъ и Италія, но вся вселенная погибаетъ. Плакалъ Титъ, когда беззаконникамъ подписывалъ казни; плакалъ но подписывалъ; ибо безъ того, былъ бы онъ участникомъ соделаннаго ими беззаконія. Буди Государыня, буди всегда матерію любезному своему народу, награждай добродетель, исправляй пороки наши и рази беззаконія! буди чадолюбивая Матерь, и страшный судія. Злодеи ни малейшаго помилованія не достойны. Политика определяетъ имъ казни, дабы отвратити другихъ отъ подобнаго злодейства, а истинна отомщенія требуетъ, хотя бы симъ отомщеніемъ и не отвратилися другія злодеи отъ беззаконія, ради сего единаго, что бы добродетель надъ беззаконіемъ торжествовала: нетъ милости сопротивляющіяся правосудію, и нетъ правосудія сопротивляющагося милости. Милость и гневъ молчатъ на праведномъ суде, и измеряетъ наши преступленія безстрастная истинна. Геройство есть высочайшая стенень честности: милость высочайшая степень правосудія. Воевати за отечество есть дело честности: отваживаться за отечество на крайнія опасности есть дело геройства. Награждати достойнаго человека, есть правосудіе: обогащати ево, ради пущаго ко услугамъ отечеству возбужденія, есть милость и ему и отечеству; но все имеетъ меры. Меры имеетъ и награжденіе. Точный возмездія размеръ известенъ единому Богу, и чемъ более человекъ, а особливо Монархъ, имущій способы более всехъ смертныхъ, подавати роду человеческому блаженство, къ точности сей приближается, темъ более уподобляется онъ Богу. Но когда милость есть высочайшая степень правосудія; отъ чево же вредныя и безполезныя люди отечеству, любятъ милость и правосудіе ненавидятъ? не отъ того-ли что милость не наказываетъ? нетъ: и милость наказанія определяетъ; но отъ того, что они слову милость. Иное и совсемъ противное знаменованіе приписываютъ. Милость по ихъ описанію есть упущеніе или уменшеніе надлежащія казни, то есть нарушеніе правосудія, и награжденіе людемъ не учинившимъ ни роду человеческому, ни отечеству, ни малейшія услуги, то есть награжденіе тунеядцамъ, и следственно нарушеніе же правосудія. Кажется мне что надлежитъ умягчати законы, ежели они излишно строги, а не казни законами определенныя. Во власти Государской уменшати наказанія: но правосудныя Государи, какова наша Обладательница, и Ей подобныя, не власти своей следуя, но облегчительнымъ обстоятельствомъ, накзанія уменшаютъ, полагая прослуги на весы съ заслугами, или облегчая казни человеколюбиво, безъ озлобленія другимъ, хотя беззаконники и никакихъ прежде заслугъ не имели: да и то не въ учиненныхъ кому нибудь участныхъ обидахъ. И не въ государственныхъ делахъ касающихся до всего общества; да и въ томъ поступается весьма разсмотрительно; ибо и те престунленія со преступленіями общенародными связаны. Самодержавію ни кто, кроме истинны, закона предписать не можетъ; но колико мы подчиненны Самодержцамъ,толико они подчиненны истинне: а потому, что на все многочисленныя или паче безчисленныя обстоятельства законовъ уставить никакъ не льзя; такъ нетъ лутче самодержавнаго правленія, когда Самодержецъ премудръ и праведенъ. И тако тончайшее его разсмотреніе, по праведному его благоволенію, можетъ увеличивати и уменшати установленныя наказанія. Щастливы те обиженныя, которыхъ дела имеютъ ложный и кажущійся многообстоятельной видъ истиннымъ, требуя тончайшаго разобранія совести, до рукъ безпристрастнаго доходятъ Самодержца, чего во многоличномъ правленіи челобитчики лишаются; ибо въ республикахъ не можно обвинити человека, на что нетъ точнаго закона, а въ самодержавномъ государстве, и безъ предписанія точнаго закона истинна обвинить можетъ: и сходняе съ любочестіемъ нашимъ повиноваться единому человеку, нежели многимъ. Въ протчемъ не праведны законы, клонящіяся и къ излишней строгости, и къ излшнему милосердію. Въ малыхъ преступленіяхъ тяжки законы клонящіяся къ жестокости, въ великихъ преступленіяхъ пагубны законы клонящіяся къ милосердію. Не вместны жестокости противу слабостей человеческихъ, и не вместно человеколюбіе противу беззаконія. Хвальны только законы установленныя по размеру преступленія. А таковыя законы безъ нарушенія истинны, во исполненіе установленія ихъ облегчаемы быть не могутъ. Кто чево достоинъ, тотъ и возмездіе таковое имети долженъ. Кто имеетъ заслуги, и проситъ Государя, дабы онъ изъ милости награжденъ былъ; тако проситъ онъ: я зделалъ отечеству услуги; но лицемеря говорю, что я ихъ не зделалъ; такъ награди меня за сіе лицемеріе, дабы не думали люди, что ты меня за мои услуги награждаешъ, и истреби темъ похвалу сего награждеиія, дабы другія въ награжденіи за услуги отечеству не имели надежды. Когда не учинившія услугъ отечеству люди пожалованія изъ милости просятъ; такъ ихъ прошеніе таково: я отечеству услуги не зделалъ; такъ за то награди меня, дабы взирая на меня и другія услугъ отечеству не делали. Дерзновеннейшія просители просятъ и жалованія другимъ не въ образецъ: наглое самолюбіе. Правосудіе никого отъ возмездія не исключаетъ, и отвергаетъ отъ Монарха престола такихъ дерзновенныхъ о не заслуженномъ просителей воздаяніи, и требователей неправды отъ правосудія, и ясно видящихъ то, что требованіе ихъ противу истинны, и что сія неправедная милость ни на кого изливаться не долженствуетъ. Еще сносняе люди ищущія для целаго общества, нежели ищущія ради себя единаго, нарушенія истинны; тамо есть еще искра совести, а здесь нетъ и следовъ ея. Есть еще некое весьма дикое разрушеніе правосудія: говорятъ судьи, что человекъ можетъ быти по законамъ правъ, а по совести виненъ: такъ или не праведны законы или безумны судьи; когда видно что человекъ по совести виненъ; такъ надобно изобличити виннаго, ежели у судей въ голове есть разумъ, а въ сердце честность. Есть еще нечто и сего чудняе: говорятъ некоторыя люди о судахъ: какъ судьи посудятъ: судьи не Боги и не Монархи, а мы не тварь ихъ и не подданныя; такъ осуждаютъ насъ не они, но законы, ежели праведенъ судъ; а ежели судъ не праведенъ, такъ осуждаютъ насъ не судьи, но беззаконники; ибо и Богъ и Государь судятъ людей по истинне, а истинне не следуетъ одинъ только діаволъ и сообщники ево. По сему основанію говорятъ они, что можно дело портити разными образами, думая или паче выдумывая лжи, будто указы разногласятъ, порицая лжею таковою самихъ Государей: последній указъ или статья въ указъ отрицаетъ прежній указъ или статью въ немъ, а что последнимъ указомъ не отменено, то въ прежней своей остается силе. Нетъ точнаго на сіе указа, говорятъ иныя судьи, хотя имъ и повелено представляти о томъ, о чемъ нетъ указа Сенату, а Сенатъ имеетъ повеленіе представляти Государю. Невежество есть источникъ не правды: бездельство полагаетъ основаніе храма его: безумство созидаетъ оный: непросвещенная сила, а иногда и смесившаяся съ пристрастіемъ, укрепляетъ оный. Разруши Государыня, разруши стены храма сего, повергни столпы его, и разори основаніе! Созижди великолепный храмъ ненарушаемаго правосудія; но прежде того, повели собирати потребныя ко зданію вещи и основати училищи готовящимся исправити и наблюдати, предпріятыя премудростію Твоею законы! Повели предъ писцами разогнути книгу естественныя грамматики, начало нашего предъ прочими животными преимущества, которыя многія наши писцы и по имени не знаютъ! повели имъ научиться, изображати дела ясно, мыслить обстоятельно и порядочно: дабы знало общество, что написано; ибо безъ того те могутъ противузаковствовать, которыя Монаршу волю всею силою исполняти устремляется, не понимая того, чего сами писцы путаяся, храмая, и на всякой строке спотыкаяся, по многословесномъ колобродстве своемъ не понимали, читавъ сочиненія свои предъ судіями, темъ образомъ, которымъ дьячки предъ Богомъ Псалтыри читаютъ во скороспешномъ беге целыя речи проглатывая; но Богъ ведаетъ то что во псалтыре написано, и который псаломъ читается, будучи всевидцемъ, хотя дьячкова чтенія н не понимаетъ, а судьи не всевидцы, и что предъ ними дьякъ болтаетъ, того не ведаютъ. Да хотя бы дьякъ и не скоро читалъ; можноли целую несвязную книгу, писанную протвву естества языка и грамматики, имея острейшее попятіе себе вообразить, и пространнейшую память имея все то упамятовать, и учинити правильное решеніе. Вотъ отъ чего иногда грешатъ и честныя въ судіяхъ люди, подьячія надеждно грабятъ, невинныя страждутъ, а бездельники торжествуютъ. Въ мутной воде рыбу ловить удобняе. Многія думаютъ то, что къ написанію законовъ не много намъ потребно времени: а я думаю что къ тому весьма долгое потребно время, а особливо ради того что науки и прямая грамота у насъ еще въ самомъ начале, ежели началися; но что бы векъ натъ премудрости Великія ЕКАТЕРИНЫ соответствовалъ, я какъ сынъ и членъ отечества, не того по разсудку моему желаю; что бы древнія законы испровержены, а новыя установлены были; но что бы они при случаяхъ исправлаемы были. На что нетъ закона, или не обстоятеленъ законъ, или не ясенъ; на то бы законъ сочинился, исправился и изъяснился. Подался случай къ решенію дела, и ежели нетъ обиженному по закону совершеннаго удовольствія; да удовольствуется обиженный и да исправится законъ. Но до установленія закона подверженъ ли винный наказанію? Скажутъ ябедники: не подверженъ; ибо онъ не ведалъ еще того что сіе истинне противно: а я скажу, что ежели бы ни въ уложеньи ни во священномъ Писаніи не было изображено: не убій, не укради, не лжесвидетельствуй, убійца, воръ и лжесвидетель, таковому же бы подвергалися наказанію какъ и ныне; ибо беззаконія ясно изображены понятію нашему имеющимъ намъ чувства и разумъ. Гнусный обманщикъ, приключившій чіей нибудь поношеніе чести или ущербъ именію, хотя бы никакова следу казни ево по установленіямъ не было, по ясному естественному обвиненію изъ числа честныхъ людей изключенъ быть долженъ, а легкомысліе обманутаго, злодеяніе его еще увеличиваетъ и казни беззаконника усугубляетъ. Моральныя беззаконія не извиняютъ насъ незнаніемъ. Иное обстоятельство со преступленіями Политическими: не виненъ неучрежденный делатель денегъ, не зная запрещенія. Законы въ Моральныхъ преступленіяхъ, ради положенія казней пишутся, и установляются ради того, что бы все судящія безпристрастное и разумное чинили по законамъ возмездіе, и делали бы то что многія орределили разумы, истолковавъ разныя многочисленныя обстоятельства, и что вышняя власть утвердила; ибо редкія люди о всехъ вещахъ, касающихсв до правосудія, съ совершенною справедлтвостію расуждать могутъ. То что убійца достоинъ смерти, все ведаютъ; но за все ли беззаконія казни толико ясны? Едина статья узаконенія стоитъ иногда, и очень часто, многихъ разумовъ и многихъ размышленій, и следственно во исполненіи наказанія, безъ предписанія, великаго требуетъ разсудка. Участныя законовъ исправленія, въ несколько летъ соберутъ ко совершенному уложенью довольно вещества: а инако по моему мненію законной кннги намъ имети еще не удобно. Что смерть воспрепятствовала исполнити ПЕТРУ Великому, исполни то Великая ЕКАТЕРИНА! Тобою щедрая Обладательница, правосудіе по всей Имперіи прострется, а имъ умножится наше благоденствіе, и Твоя бесзмертаная слава.

    Раздел сайта: