• Приглашаем посетить наш сайт
    Дмитриев (dmitriev.lit-info.ru)
  • О несправедливыхъ основаніяхъ (старая орфография)

    О несправедливыхъ основаніяхъ.

    Ето хорошо и ето худо, говорится очень часто, однако чаще, худо, нежели хорошо; и подлинно, что худова на свете делается больше нежели хорошева, однако не ради того чаще говорится, ето худо, но ради того, что человеческое невычищенное, или лутче сказатъ испорченное естество больше къ похуленію нежели къ похваленію склонно. Часто хвалятъ, и хулятъ люди и противно своему мненію, а чаще еще околдованны ненавистью, сыскали мы способъ обманывать себя, которымъ можемъ мы увериться, какъ хотимъ, и видя белое не нарушая правъ совести можемъ клясться, что оно хотя и не черно, однако желто. До такой степени дошло человеческое искусство. Скоро изобретемъ мы способъ уверять себя, что десять, не десять, да пятьнатцать; что аршинъ, не аршинъ, да полтара аршина; что фунтъ, не фунтъ, да полтара фунта. Большей части людей думается, что светъ часъ отъ часу разумняе становится; другимъ думается, что онъ часъ отъ часу становится глупяе; а я такое имею мненіе, что самая малая часть рода человеческаго часъ отъ часу разумняе становится, а остатокъ часъ отъ часу дале и дале въ невежество заходитъ, и сколько становится глупяе, столько умножается ево высокомеріе. Ето я говорю не въ разсужденіи некоторыхъ участныхъ знаній, но всево вобще; ибо ето известно, что многія знанія возросли, многія изобретены, многія пали, а некоторыя, и можетъ быть, многія изчезли. Все новыя умствованія основаны на умствованіяхъ древнихъ. Мода переменяется всегда, а природа ни когда. Недавно ходили съ короткими тростьми, и говорили, что они покойняе длинныхъ. Ныне ходятъ съ длинными тростьми, и говорятъ, что длинныя покойняе. Не давно люди рождалися и умирали: ныне такъ же раждаются и умираютъ; мода переменилась, а природа нетъ. Петиметры, стараяся другъ друга перещеголять мерою тростей, вышли за границы. Здравымъ разсужденіемъ приближаемся мы къ центру познанія, котораго смертныя ни когда не могутъ коснуться. Кто больше до сего доходитъ центра, и кто менше ево преходитъ, тотъ справедливяе действуетъ. А тщетныя люди не только въ важныхъ действіяхъ, но и въ неважнейшихъ меры не знаютъ. Примеръ тому съ длинною тростью петиметеръ. Что на природе и истинне основано, то ни когда премениться не можетъ; а что другія основанія имеетъ, то похваляется, похуляется, вводится, и выводится по произволенію каждаго, и безъ рсякаго разсудка. А по тому что разныя у людей мысли, такъ разныя по разности вкуса умствованія, разныя изобретенія и разномышленныя действіямъ и вещамъ, похваленіе и похуленіе бываютъ; ибо все доказывается по большей части своемышленно, а не правомышленно, и для увенчанія невежества, назвали невежи ясными непреоборимыя доказательства, педантствомъ, не имея, въ чемъ педантство состоитъ, ниже понятія. Логическое и Математическое доказательства не педантство, но путь къ истинне, которымъ шествуя, и просвещенный разумъ имея проводникомъ. До последнихъ границъ натего умствованія заблудиться не возможно. Многое знать слыветъ у невежъ: знать по педантски или по ткольному. Малое знать, или погрубяе выговорить, ничево не знать, слыветъ у нихъ: знать по кавалерски. Кто жъ педанты и кто Кавалеры? Педанты по ихъ мненію суть Профессоры и протчія ученыя люди; которыя не по моему мненію, но по справедливости, ежели они достойны своего званія, суть люди перьваго въ обществе класса. А имя Кавалера обыкновенно дается дворянамъ; и такъ знать по кавалерски, есть знать по дворянски, знать столько, сколько благородному человеку пристойно, то есть мало и неосновательно, чтобъ уметь начинать говорить о всемъ, и не уметь окончать ни о чемъ, скакать изъ матеріи въ матерію показываяся, будто все знаетъ, хотя етому кроме такихъ же невежъ и ни кто не поверитъ, доказывать не по педантски доводами, но по дворянски крикомъ, изо всей мочи хахатать, и по томъ ежели самымъ лутчимъ и благороднейшимъ образомъ речь окончить, то есть по петиметрски; такъ надлежитъ запеть Французскую песню, или кто не знаетъ Французскаго языка, хотя и Рускую, только чтобъ не было въ ней ни склада ни лада, въ каковыхъ песняхъ нетъ недостатка. Таковое въ наукахъ знаніе называется, знаніе дворянское, знаніе благородныхъ людей. Быть Историкомъ, Математикомъ, Физикомъ, дворянину стыдно, а всево стыдняе проповедникомъ. Похвально ни чево не знать, а всево похвальняе не знать и грамоте. Предки наши говаривали: на что уметь писать? вить не въ подьячихъ быть; на что уметь читать? вить не во дьячкахъ быть. Да такъ и было. Отъ слова Діяконъ, произошло слово Дьячекъ, отъ Дьячка Дьякъ, отъ Дьяка Подьячій; ибо при воспріятіи во времена владимировы россіянами Христіянскаго закона и сію приобрели мы пользу, что отъ Грековъ получили мы литеры, и переводы на Славенскомъ языке книгъ, а въ начале Христіянскаго закона знали грамоте одни только священники и церьковники, и когда что потребно было написать, такъ то писали дьячки. Дьячекъ, грамотникъ и писецъ было едино. По больтей части дворяне служатъ въ военной службе, и возростаютъ къ защищенію отечества: Дело прехвальнейшее! Многія думаютъ, что нетъ нужды воину въ наукахъ, кроме Инженерства и Артилеріи. Ежели мы возмемъ рядовова салдата; такъ ему и въ томъ нетъ нужды; ему только надобно выучиться владеть ружьемъ. но обретающійся въ военной службе дворянинъ, или офицеръ, уповаетъ на вышшія восходить степени, а иногда быть и полководцемъ, которому знаніе наукъ, а ими чистое просвещеніе разума не менше Профессора потребно, и все почти въ древности знатнейшія полководцы были люди ученыя. Александръ, Цесарь, Августъ и многія протчія. Въ новейшія времена такъ же. А которыя, какъ въ древности такъ и въ новыя времена, не имели случая ръ наукахъ углублиться; такъ они весьма ими просвещены были, а некоторыя имели превосходныя разумы, дарованіе и наукъ еще почтенняе; а где не доставало знанія наукъ или любленія оныхъ, тамо следовала погибель. Митрополитъ Кіевскій Петръ Могила учредилъ училище, и первый открылъ путь ученія Россійскому народу. Государь Царь Ѳеодоръ Алексеевичь, сей въ нежной младости къ горести всего народа скончавшійся прехвальный Монархъ и крайній любитель наукъ, учредилъ училище въ Москве въ Заиконоспаскомъ монастыре. По томъ когда возсіяло россіиское солнце, и мракъ невежества разсыпало, когда возшелъ на престолъ ПЕТРЪ ВЕЛИКІЙ, тогда пологій Невскій брегъ сталъ горою Геликономъ, и Невскія струи струями Иппокрены. Сей великій Государь разсуждалъ о учрежденіи Академіи съ единымъ изъ учителей вселенныя съ славнымъ Лейбницомъ, и основалъ ее, пригласивъ къ оной некоторыхъ знатнейшихъ мужей, а между протчими Бернулліевъ и Германа, который ныне отъ некоторыхъ Германомъ великимъ называется. Лейбницъ, Фонтенель, Бургавенъ не могли следовать ему въ Россію, сожалея, что ихъ обстоятельства препятствуютъ имъ имети щастіе успешествовать въ державе таковаго преславнаго скипетродержца, таковаго великаго мужа, и таковаго любителя и покровителя наукъ. Лейбница наградилъ онъ чиномъ Тайнаго Советника. Лейбницъ служилъ ему въ учрежденіи Академіи. Фонтенель говорилъ о безсмертной ево славе речь. Бургавенъ обучалъ и препоручилъ Россіи Медиковъ. ПЕТРЪ ВЕЛИКІЙ преставился, едва только Академію учредивъ. Венценосная ево супруга по учрежденіямъ ево Академію основала. Дщерь ево, наша владеющая Государыня ИМПЕРАТРИЦА, приложила къ оной Академіи изобилія, и въ Москве къ вечному Россіи одолженію основала великое Училище. Распространи Боже въ Россіи науки, и искорени несправедливыя основанія!

    Раздел сайта: