• Приглашаем посетить наш сайт
    Державин (derzhavin.lit-info.ru)
  • О разуменіи человеческомъ по мненію Локка (старая орфография)

    О разуменіи человеческомъ по мненію Локка

    Локкъ отрицаетъ врожденныя понятія. Ежели бы сія истинна врожденна была, что нечто можетъ вдругъ существовать и несуществовать; младенцы постигнули бы то, какъ скоро матернюю утробу покинули, а того нетъ. Разуменіе просвещается чувствами, и что больше они укрепляются, то больше во просвещается. Все то, что мы ни понимаемъ, въясняется въ разумъ чувствами. Разсужденіе кроме данныхъ ему чувствами ни какихъ освованій не имеетъ: разсужденіе безъ помощи чувствъ ни малейшаго движенія въ изследованіи зделате не можетъ. Разумъ ни что иное какъ только действія души, въ движеніе чувствами приведенныя. Что больше человекъ видитъ, то больше разумеетъ. Могъ ли бы челвекъ постигнуть что сладко, и что горько, ежели бы онъ не имелъ вкуса? Можетъ ли кто постигнуть, что бело и что красно, разумомъ, слепъ родившися? Кто глухъ родился, тотъ о музыке ни малейшаго понятія не имеетъ. Все что ни есть, неопровергаемо Локкво мненіе утверждаетъ. Маленькой младенецъ едва разумъ имея, что сладко и что горько столько жъ какъ и большой челвекъ постигаетъ. Не врожденный разумъ тому ево научаетъ, но вкусъ. Не сказываетъ разумъ младенцу, что три и семь, десять, покаместъ онъ до десяти считать не научится. Что Левъ и что Медведь, не врожденный разумъ человеку сказываютъ, но взоръ. Что колокольный звонъ и что пушечная пальба не разумъ сказываетъ, но слухъ. Какъ пахнетъ Корица, Гвоздика, не разумъ сказываетъ, обоняніе. Что ударъ телу боль делаетъ, не разумъ то сказываетъ, осязаніе. Разумъ ни чему насъ не научаетъ, чувства то делаютъ. Все движенія души отъ нихъ. Что холодно, что горячо, разумъ ли сказываетъ? Разумъ есть ни что иное, какъ только содержатель вображеній, порученныхъ ему чувствами. Естество никакова начертанія въ разуме безъ чувствъ не можетъ учинить. Человекъ ученой и челвекъ дикой, не разумомъ разнятся, но употребленіемъ чувствъ. Ежели бы разумъ былъ врожденъ, на что бы потребны были науки? не надобны бы были, слепому глаза, глухому уши. Все бы то делалъ разумъ, а чувства были бы не надобны. Разумъ ни чево не делаетъ, лишь только сохраняетъ то, чемъ ево чувства обогащаютъ. Кратко: врожденнаго понятія нетъ.

    Природа не изъясняетъ истинны въ душахъ нашихъ, и следственно ни какова нравоучительнаго наставленія не подаетъ. Есть ли бы такъ было; не было бы разбойниковъ, а они между собою и дружбу и узаконенія имеютъ; на врожденной ли истинне сіе основано? ясно, что нетъ. Ежели бы врожденное было нравоученіе; оно бы вдругъ постигнуто быть долженстввало, а мы оному научаемся, и сложеніемъ многихъ вображеній, до него доходимъ. Одни несложныя просвещенія, чувствами, разомъ понимаются. Рабенокъ то, что темняе и что светляе, равно какъ и большой челвекъ постигаетъ. Большой слагая понятіе съ понятіемъ, и вображеніе съ вображеніемъ, о свете разсуждаетъ, а перьвое вображеніе, не больше младенца чувствуетъ. Не требовала бы доказательства истинна, ежели бы она врожденна была. Что красно и что бело, на то не надобно доказательства; а сіе показываютъ чувства, чево разумъ не делаетъ, и следственно ни врожденнаго разума, ни врожденныя истинны нетъ. Свойственно человеку желать себе щастія; но сіе желаніе не врожденное, но происходящее отъ чувствъ. Ежели бы чувства того не въясняли; не было бы и желанія сего. Спроси Христіянина, для чево онъ опасается делать беззаконіе: спроси ученика Гоббезіева; спроси языческаго Философа. Первой скажетъ: Боюся Бога. Другой: Боюся начальства. Третій скажетъ: Боюся стыда; такъ имъ сіе узаконеніе чувства предписали, а не врожденное право. Уменьшается ли темъ пре мудрость нашего Создателя, что нравоученіе основано на чувствахъ, а не на разуме! Совесть основана на чувствахъ, а не на врожденномъ понятіи, котораго нетъ, и быть не можетъ. Есть ли бы совесть врожденно изобличала; допустила ли бы она до беззаконія. Воспитаніе, наука, хорошія собеседники и протчія полезныя наставленія, приводятъ насъ къ безпорочной жизни, а не врожденная истинна. Есть ли бы совесть была врожденна; все бы люди жили честно, и все бы повиновалися единому закону. Что честно въ одномъ народо, тобъ честно было и въ другомъ: не было бы ни войны ни ссоръ; ибо не было бы различныхъ о справедливости толкованій: все бы философствовали, и все бы, ни чего добраго, не видевъ, не слышавъ, и ни чему не учившися, здраво разсуждали; а того нетъ. Ни безбожника, ни суевера, затвердевшихъ во мненіяхъ, совесть не обличаетъ? Где же врожденная истинна девается?