• Приглашаем посетить наш сайт
    Орловка (orlovka.niv.ru)
  • Некоторые строфы двух авторов

    Наиболее разносторонний писатель и критик русского классицизма XVIII в. Сумел приспособить к злобе дня и повседневной литературной жизни эстетический кодекс отстаивавшегося им направления. В своих двух эпистолах в стихах Сумароков проводил принципы трактата Буало об искусстве поэзии. Сумароков брал на себя функции наставника писателей, учил их сочинять в различных родах и жанрах. Особенно характеризуют его приемы как критика полемические разборы од Ломоносова в статьях "Некоторые строфы двух авторов", "Критика на оду" и др.

    Публикуем две из многочисленных критических статей Сумарокова: "Некоторые строфы двух авторов" (предисловие) и "К несмысленным рифмотворцам",

    Текст печатается по изд.: Сумароков А. П. Полн. собр. соч., в стихах и прозе, ч. IX, изд. 2-е. М., изд. Н. И. Новикова, 1787, с. 217-220, 276-279.

    Мне уже прискучилося слышати всегдашние о г. Ломоносове и о себе рассуждения. Словогромкая ода к чести автора служить не может: да сие же изъяснение значит галиматию, а не великолепие. Мне приписывают нежность: и сие изъяснение трагическому автору чести не приносит. Может ли лирический автор составити честь имени своему громом! и может ли представленный во драме Геркулес быти нежною Сильвиею и Амариллою, воздыхающими у Тасса и Гвариния! {Сильвия - нимфа, героиня пасторальной драмы Т. Тассо "Аминта" (1580). Амарилла - героиня трагикомической пасторали "Верный пастух" (1583) Б. Гварини.} Во стихах г. Ломоносова многое для почерпания лирическим авторам сыщется: а я им советую взирати на его лирические красоты и отделяти хорошее от худого. Г. Ломоносов со мною несколько лет имел короткое знакомство и ежедневное обхождение, и нередко слыхал я от него, что он сам часто гнушался, что некоторые его громким называли. Его достоинство в одах не громкость, А что же? об этом долго говорить, а я прилагаю здесь предисловие, и некоторые, к чести его строфы для сравнения с моими, а не толкования. О преимуществе себе я публику не прошу; ибо похвалы выпрошенные гадки; а есть ли и г, Ломоносову дастся и в одах преимущество, я об этом тужить не стану: желал бы я только того, чтобы разбор и похвалы были основательны. В протчем я свои строфы распоряжал, как распоряжали Мальгерб, Руссо {Малерб Франсуа (1555-1628) - основоположник французского классицизма. Руссо Жан-Батист (1670-1741) - французский классицист, версификатор, противник чрезмерной рассудочности и напыщенности.} и все нынешние лирики; а г. Ломоносов этого не наблюдал; ибо наблюдение сего, как чистота языка, гармония стопосложения, изобильные рифмы, разношение негласных литер, непривыкшим писателям толикого стоят затруднения, коликую приносят они сладость. Наконец: во нагробной надписи г. Ломоносова изображено, что он учитель поэзии и красноречия {На Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре.}: а он никого не учил, и никого не выучил; ибо г. Ломоносова честь не в риторике его состоит, но в одах. Потомки и его и мои стихи увидят и судить нас будут, или паче письма наши; но потомки могут или должны будут подумати, что и я по сей ему нагробной надписи был его ученик: а я стихи писал еще тогда, когда г. Ломоносова и имени не слыхала публика. Он же во Германии писати зачал, а я в России, не имея от него не только наставления, но ниже зная его по слуху. Г. Ломоносов меня несколькими летами был постарее; но из того не следует сие, что я его ученик, о чем я не трогая нимало чести сего стихотворца предуведомляю потомков, которые и г. Ломоносова и меня нескоро увидят: а особливо ради того, что и язык наш и поэзия наша изчезают: а зараза пиитичества весь российский парнас невежественно охватила: а я истребления оному более предвидети не могу, жалея, что прекрасный наш язык гибнет. А что в протчем до г, Ломоносова надлежит, так я, похваляя его, думаю только о живности его духа, видного во строфах его. Великий был бы он муж во стихотворстве, ежели бы он мог вычищати оды свои, а во протчие поэзии не вдавался.

    НЕКОТОРЫЕ СТРОФЫ.

    ЕВО.

    И се уже рукой багряной
    Врата отверзла в мир заря,
    От ризы сыплет свет румяной
    В поля, в леса, во град, в моря,
    Велит ночным лучам склониться,
    Пред светлым днем, и в тверди склониться,
    И тем почтить его приход.
    Он блеск и радость изливает,
    И в красны лики созывает
    Спасенный днесь российский род.

    МОЯ.

    Кавказ из облаков взирает,
    На красны низкие луга;
    Не прежни земли попирает,
    Моя, он рек, теперь нога.
    Не зрю Саратова я боле;

    И диких жительство зверей.
    Теперь селения громада
    И вид Едемска вертограда:
    Толпа ликует там людей.

    ЕВО.

    Тогда от радостной Полтавы
    Победы Росской звук гремел,
    Тогда не мог Петровой славы
    Вместить вселенныя предел;
    Тогда вандалы побежденны
    Главы имели преклоненны
    Еще при пеленах твоих,
    Тогда предъявленно судьбою
    Что с трепетом перед тобою,
    Падут полки потомков их.

    МОЯ.

    Отверзлися места святые:
    Там Петр Великий в облаках.
    Он держит и весы златые,
    И страшу молнию в руках:
    Глаголет: беззаконным казни,

    Прямым отечества сынам:
    Владети тако подобает:
    Коль суд щедротой погибает.
    Щедрота пагубна странам.

    ЕВО.

    О плод от кореня преславна,
    Дражайшая Петрова кровь,
    К тебе горит уже издавна
    Россиян искрення любовь!
    Петрополь по тебе терзался
    Когда с тобою разлучался
    Еще в зачатии твоем.
    Сердца жаленьем закипели,
    Когда под дерзким кораблем
    Балтийски волны побелели.

    МОЯ.

    Я вижу тот блаженный час,
    И в нову радость он мя вводит.
    Я слышу сей приятный глас:
    На трон Екатерина всходит:
    Весь воздух восклицаньем полн:

    Во светлой летней багрянице,
    Сияя морю и лугам,
    По чистым бельтовым брегам,
    Предшествует императрице.

    ЕВО.

    Уже и морем и землею
    Российско воинство течет,
    И сильной крепостью своею
    За лес и реки готов жмет,
    Огня ревущего удары
    И свист от ядр летящих ярый
    Сгущенный дымом воздух рвут,
    и тяжких гор сердца трясут:
    Уже мрачится свет полдневный,
    Повсюду слух и вид плачевный.

    МОЯ.

    Плутон и Фурии мятутся,
    Подземны пропасти ревут:
    Врат ада вереи трясутся,
    Врата колеблемы падут:
    Цербер гортаньми всеми лает,

    Раздвинул челюсти Плутон,
    Вострепетал и пал со трона:
    Слетела со главы корона,
    Смутился Стикс и Ахерон.

    ЕВО.

    Но естьли гордость ослепленна

    Тебе в женах благословенна,
    Против ея помощник Бог.
    Он верьх небес к тебе преклонит,
    И тучи страшные нагонит

    Лишь только ополчится к бою,
    Предъидет ужас пред тобою,
    И следом воскурится дым.

    МОЯ.


    Народу верностью возженну;
    А кто дерзнешь востать на нас
    Увидит гидру пораженну,
    Пойдет российский Ахиллес,

    Попрутся степи, бездна, камень,
    В пустынях Россы ток найдут,
    И рощи от путей падут,
    Пред воинством предыдет пламень.



    Не медь ли в чреве Этны ржет,
    И с серою кипя клокочет?
    Не ад ли тяжки узы рвет
    И челюсти разинуть хочет?

    В горах огнем наполнив рвы,
    Металл и пламень в дол бросает,
    Где в труд избранный наш народ,
    Среди врагов среди болот


    МОЯ.

    Живыми в памяти творятся,
    Моих победы прежних дней:
    Поля Полтавы там курятся,

    Все небо как над Этной рдеет,

    Весь воздух превратился в дым,
    И мглой подсолнечную кроет,

    И блещут молнии под ним.

    Раздел сайта: