• Приглашаем посетить наш сайт
    Херасков (heraskov.lit-info.ru)
  • О перьвоначаліи и созидаиіи Москвы (старая орфография)

    О перьвоначаліи и созидаиіи Москвы.

    Возшелъ на престолъ великаго княженія въ Россіи на место родителя своего Владимира Всеволодовича Мономаха, Георгій, проименованный Долгорукій. Престольный городъ былъ Кіевъ. Старшаго сына своего Андрея, наименованнаго Боголюбивымъ, отделилъ онъ, и поставилъ Государемъ Суздаля и Владимира. Шествуя посетить сына своего ко Владимиру, увиделъ онъ на пути по обе стороны Москвы реки прекрасныя села принадлежащія богатому Боярину Степану Ивановичу Кучку. Сей Бояринъ не зделалъ пристойнаго великому Князю, пришедшему во ево отчины, почтенія; и говорилъ о немъ гордяся съ некоторымъ презреніемъ, за что великій Князь повелелъ ево привести предъ себя, а потомъ казнити смертью. Услышавъ о неутолимомъ детей его стенаніи, не утешно оплакивающихъ кончину отца ихъ, сжалился надъ ними и съ отменнымъ почтеніемъ отослалъ ихъ къ сыну своему во Владимиръ. Кучковы сыны были хороши собою, а дочь ево прекрасна. Сынамъ имена, старшему, Петръ, младшему Іоакимъ: а сестре ихъ имя Улита. Возшедъ на гору, где ныне Кремль, и обозревъ около рекъ Москвы и Неглинной лежащія прекрасныя места, возлюбилъ великій Князь сіе местоположеніе, и повелелъ построить тамо деревянный городъ, и назвать по имени Москвы реки, Москвою. А въ имя сына своего Андрея именованнаго прежде Китаемъ, повелелъ онъ построить городъ у Москвы реки, где ныне Знаменской монастырь, назвавъ оный Китаемъ. По семъ великій Князь отходитъ во Владимиръ, и сына своего Андрея Боголюбиваго сочетаваетъ съ дочерью Кучкова, и взявъ ихъ съ собою отходитъ въ Кіевъ. Тамо сгодъ времени поживъ, великій Князь Георгій преставился, давъ о населеніи Москвы сыну своему Андрею завещаніе, который престольствуя во Владимире, о населеніи Москвы, по завещанію отца своего крайне старался, а паче о созиданіи церквей и о иконномъ украшеніи; и взявъ изъ Кіева икону Пресвятыя Девы написанную Лукою Евангелистомъ, полученную прежде изъ Царя Града, и украсивъ оную драгоценнымъ каменіемъ и жемчугомъ, золотомъ и серебромъ, состроилъ въ Москве каменную церьковь въ честь Успенія Пресвятыя Девы и сію икону поставилъ во ономъ храме, позлативъ верьхи ево, давъ лучшія къ нему села и всего збора десятую часть. Но сія церьковь не та, которую мы ныне видимъ подъ именемъ Успенскаго собора. Великій Князь Андрей поживъ довольное время съ женою своею и имевъ отъ нея сыновъ во младости помершихъ оставилъ житейскія попеченія, не прикасаяся более супруге своей, и презирая всегдашнія докуки ея о должности супружества, огорчилъ жену свою, и возобновилъ досадующее въ ней воспоминовеніе о смерти, учененной отцемъ его, отцу ея. Она согласившися съ братьями своими живущими при Великокняжескомъ дворе въ великомъ почтеніи, чтобъ отцовой смерти учинить отмщеніе, которыя во время ночи, вшедъ съ оружіемъ въ ложницу ево, по наставленію злоковарныя сестры своей, спящаго ея супруга умертвили. Пришедъ изъ Кіева во Владимиръ братъ его Великій Князь Всеволодъ, и побивъ убійцовъ брата своего, приказалъ тела ихъ бросить въ озеро, а наставницу сего убійства живу на вратахъ повесивъ изъ луковъ разстрелять, для устрашенія подобнымъ ей злодеямъ. Отъ начатія великимъ Княземъ Георгіемъ Москвы, до дней Московскаго Князя Даніила Александровича четвертаго сына Великаго Князя Александра Невскаго, продолжалося времени, сто пятьнатцать летъ. Князь Даніилъ последній сынъ отца своего, остался двухъ летъ по преставленіи Александровомъ, который по возрасте своемъ, пришедъ изъ Владимира на Московскія поля, полюбилъ сіе местоположеніе, какъ прежде того Великій князь Георгій. Начатаго повеленіемъ Георгія города, населяемаго переведенцами, какъ по многому видно, более не было. Можетъ быть остались онаго некоторыя небольшія слободы, которыя недостойны были примечанія. Где ныне Кремль, тамо стоялъ темный и непроходимый боръ. Въ ономъ бору было великое и глубокое болото, посреди котораго лежалъ маленькій островокъ: на немъ была построена хижинка, а въ ней жилъ пустынникъ именемъ Букалъ. По имени его называлася сія хижинка: Букалова хижина. На месте семъ ныне дворецъ, а где хижинка стояла на самомъ томъ месте поставилъ Князь Даніилъ деревянную Преображенія Господня церьковь; вкругъ сего места построилъ онъ дубовую ограду, и городъ нарекъ, какъ и Георгій, по имени реки, Москвою. Въ пятый день по прибытіи своемъ на Московскія поля, Князь Даніилъ объезжая и озирая местоположенія, наехалъ горы и въ горахъ техъ хижинку, а въ ней живущаго пустынника, родомъ Римлянина, именемъ Падона, и восхотелъ на месте томъ себе домъ поставить, но пустынникъ далъ ему советъ построить тамо домъ Божій. Когда родилися Князю два сына близнецы, и первому дано имя Алексей, случилося отъехать Даніилу со сто верстъ отъ Москвы, и нашелъ онъ въ пустомъ месте малый островъ и на немъ хижинку, а въ ней пустынника мужа престарела и вссьма хорошаго житія, родомъ Иверянина, именемъ Сара. Тамо состроилъ онъ городъ, въ лето владенія своего, а нарекъ по имени сына своего Алексиномъ. Въ тожъ лето пришелъ къ нему изъ Греціи Епископъ Варлаамъ, и съ собою принесъ на посвященіе церьквамъ многія части нетленныхъ телъ угодниковъ Божіихъ. Тогда Князь Даніилъ повелелъ ему освятить церковь на горахъ Падонскихъ. Горы по крутости местъ нарекъ онъ Крутицами, а Варлаама Владыкою Сарскимъ, Падонскимъ, Крутицкимъ. Внизъ Москвы реки создалъ Князь Даніилъ по имени своему монастырь Даніила Столпника, въ которомъ и самъ постриженъ былъ, и погребенъ вне церькви. По немъ воспріялъ Московское Княженіе сынъ его Великій Князь Іоаннъ Даниловичь. Сей создалъ церковь Успенія Пресвятыя Богородицы. Сія церьковь не та еще, которая ныне Успенскимъ соборомъ именуется. Митрополитъ тогда былъ Петръ, въ Московскомъ соборе опочивающій. Где была Даніиломъ поставлена древянная церьковь Преображенія тамо при Великомъ Князе Іоанне Даниловиче поставллева каменная, которая ныне внутри дворца, и нарицается Спасъ на Бору. После былъ при ней монастырь, где ныне дворецъ. Потомъ построенъ деревянной городъ Кремль. Въ то жъ лето Великій Князь поставилъ на площади Церьковь Архангела Михаила, которая Архангельскимъ соборомъ именуется. Великій Князь Іоаннъ Даніиловичь преставился, и погребенъ въ церкви Архангела. Возшелъ по немъ на престолъ сынъ его Іоаннъ. Митрополитомъ былъ при немъ Алексей, опочивающій въ Чудове монастыре, имъ самимъ созданномъ, на которомъ месте былъ прежде дворъ Татарскихъ Посланниковъ: потомъ поставленъ каменной Кремль. Преставился Великій Князь Іоаннъ Іоанновичь. По немъ возшелъ на престолъ сынъ его Димитрій Іоанновичь нареченный Донской, отъ победы надъ Мамаемъ полученныя въ день Пророка Елисея, во имя котораго, для воспоминанія тоя победы построена имъ церьковь. Во время владенія Димитрія Донскаго, преставился Алексей Митрополитъ. Въ его владеніе жилъ чудотворецъ Сергій Радонежскій. основатель Троицкаго монасшыря. По немъ селъ на престолъ сынъ его Василій Димитріевичь. По немъ сынъ его Василій Василіевичь. По немъ возшелъ на Московскій престолъ сынъ его Іоаннъ Василіевичь: нарицаемый гордый. При немъ заложена на площади большая церьковь Успенія богородицы, которая и доныне пребываетъ. Сія церьковь есть нынешній Успенскій Соборъ. Сей Великій Князь создалъ городъ Кремль больше стараго пространствомъ, призвавъ Архитекта изъ Медіолана, котораго въ Москве называли Петромъ Антоновымъ сыномъ. Прозваніе ему, не знаю испорченнымъ ли наречіемъ или подлиннымъ Сонари, ему же прозваніе Фрязинъ, которое отъ Русскихъ конечно для того дано ему, что въ тогдашнія времена, чужестранныхъ иногда общимъ именемъ Фрязями называли. Сей Архитектъ въ начале заложилъ стены отъ Москвы реки и Тайникъ у водяныхъ воротъ, которыя называются Тайницкими. Слово тайникъ по мненію моему знаменуетъ здесь тайное или потаенное место, какъ и само место сево Тайника, такъ же и расположеніе окольнаго строенія о томъ уверяютъ, две стрельницы и две по угламъ башни, Свирловую и другую, и провелъ стену отъ стрельницы до стрельницы и до Боровицкихъ воротъ, нареченныхъ отъ преждебывшаго тамо Бора, а потомъ поряду далее. Сей же Великій Князь повелелъ ему вылить и превеликую пушку, которая и поныне въ Москве. Потомъ начали строятъ Фроловскую стрельницу и ворота въ ней, больше старыхъ, стены отъ Москвы реки и до Неглинной, Никольскія ворота и все то совершилося въ тотъ же годъ, такъ же двои Тайницкіе ворота, и подъ дворецъ погреба съ каменными сводами. Въ тотъ же годъ кроме сего многія хорошія зданія повеленіемъ Великаго Князя совершены. На последокъ посадилъ онъ сына своего Василія Іоанновича при себе на престолъ, и того жъ года по многомъ престольнаго своего града украшеніи скончался. Сынъ его Великій Князь Василій Василіевичь повелелъ создать Новодевичій монастырь, и церьковь соборную въ честь иконы Смоленскія изображающую пресвятую Деву. Перьвая Игуменья сея обители была Елена Девочкина. А прежде того построена въ едино лето при немъ: Церьковь Великомученицы Варвары, на Варварскомъ торгу; делалъ оную Алезвутъ Фрязинъ. Имя сіе кажется испорчено, а прозваніе значитъ то, что онъ былъ чужестранецъ. Строители сея церькви были приезжія гости Бобръ съ братьями. Въ то жъ лето каменная зделана церьковь Іоанна Предтечи, которая у дворца, бывшая при Петре Митрополите, и Соборною, а при ней Митрополичій дворъ. Церьковь Петра Чудотворца, а при ней монастырь нареченный Высоцкимъ, за Неглинною. Церьковь на стретенке Введенія Богородицы. У Фроловскихъ Воротъ церьковь Аѳанасія и Кирилла. Великій Князь Василій Василіевичь въ монашестве и въ схиме восприявъ имя Варлаама преставился. По немъ возшелъ на престолъ сынъ ево Іоаннъ Василіевичь трехъ летъ отъ рожденія своего. Сей Іоаннъ Василіевичь нарицаемый Грозный, построилъ городъ Китай, и взявъ Царства Казанское, Астраханское, и Сибирское, сталъ писаться Царемъ. При немъ совершена Церьковь Покрова Богородицы на рву у Спаскихъ Воротъ, и освящено на одномъ основаніи храма сего Митрополитомъ Макаріемъ девять церьквей. Царь Іоаннъ Василіевичь нареченный въ иночестве Іоною преставился. Преемникъ престола, сынъ ево Царь Ѳеодоръ Іоанновичь. Сей повелелъ созидать Белой городъ, сіе зданіе совершилося въ семь летъ. Царь повелелъ городъ сей называть Царевымъ городомъ, которое имя по времени погибло. Архитектъ Белаго города былъ человекъ Русской, прозваніемъ Ѳедоровъ. Потомъ, построена Грановитая палата. Потомъ, повелелъ Царь построить каменныя приказы: I. Посольской, ІI. Разрядъ, III. Поместной, IV. Казанской двсрецъ, V. Большой приходъ и Новыя четверти, VI. Стрелецкой, VII. Разбойной. VIII. Пушкарской. ІХ. Ямской, Х. Сибирской. По семъ Москва время отъ времени далее простиралася, и более украшалася, и пришла до нынешняго состоянія.

    Раздел сайта: