• Приглашаем посетить наш сайт
    Зощенко (zoschenko.lit-info.ru)
  • Краткая история Петра Великого (старая орфография)

    КРАТКАЯ ИСТОРІЯ ПЕТРА ВЕЛИКАГО.

    ПРИСТУПЛЕНІЕ КЪ ИСТОРІИ ПЕТРА ВЕЛИКАГО.

    Россія есть пространнейшая страна изъ всехъ Европейскихъ Государствъ, и хотя она и сама собою пространна, однако три присовокупленныя къ ней Царствы Казань, Астрахань и Сибирь весьма далеко границы сея имперіи простерли. Сверхъ сихъ трехъ земель обладаетъ Россія Лифляндіею и частію Финляндіи. Россія граничитъ на востоке съ Великою Тартаріею, на западе съ Польшею и Швеціею, на полудни съ Европейскою Тартаріею, съ Чернымъ и Каспійскимъ морями, на полуночи съ полунощнымъ Океаномъ. Те, которые думаютъ что Россійское государство не такъ многонародно, какь на примеръ Немецкая земля или Франція, думаютъ не разсуждая о пространстве области сея, и не представляютъ себе что селеніе Россійской Имперіи хотя и не такъ часто какъ въ реченныхъ областяхъ, однако обширность странь сихъ ни съ Немецкою землею и ни съ которою лежащею въ Европе несравненна; и есть ли бы въ Россіи селеніе было такъ часто какъ на примеръ во Франціи, и во всехъ бы странахъ ея, было такъ многонародно какъ тамо, тобъ Россія не Государство, но целый светъ была. И такъ хотя въ Россіи на сте верстахъ столько народу и нетъ, сколько напримеръ на сте верстахъ въ Немецкой земле, но во всей Россіи конечно народу больше, нежели въ каждой изъ протчихъ Европейскихъ земель. О происхожденіи сего народа точнаго известія дать не возможно, историки о немъ говорятъ весьма сметенно, однако то подлинно что Россія есть великая часть Сармаціи. Какое ея въ древнія времена было состояніе, о томъ не известножъ, а ежели что въ исторіи и сыскивается, сыскивается весьма темно. То известно что предъ девятымъ векомъ Новогородцы и соседи ихъ непрестанно воевали съ варагами. Новъгородъ есть древней и былъ великой городъ, сверхъ того былъ онъ городъ вольной, хотя мы и не знаемъ подлинно какова содержанія въ немъ правленіе было. Чаятельно по многому что были въ немъ бургомистры, и что власть надъ народомъ имели великую. Было и то что некогда бургомистромъ была у нихъ женщина, которой имя и по ныне прославляется. Она называлась Марѳа Посадница. Посадникъ и посадница знаменуютъ точно бургомистра. Марѳы посадницы денги и поныне находятся; а изъ того мы ведаемъ что Россія уже давно свои монеты имела, и торги съ другими народами, съ которыми Россіяне свои товары на серебро и золото разменивали, и что Новогородцы протчихъ Россіянъ были богатяе, какъ последующее время во владеніе великаго Князя Ивана Васильевича показало, о чемъ будетъ ниже. Въ исходе девятаго или въ начале десятаго веку Новогородцы отъ властолюбія и гордости главныхъ людей, пришли въ замешательство, одинъ другому не хотелъ быть подвластенъ, и зделалось между ими междусобіе. Гостомыслъ разумной и миролюбивой мужъ истинный сынъ отечества своево разсудивъ, что нетъ способу утолить мятежъ народный избраніемъ между себя начальника или начальниковъ, для того что многимъ въ сіе достоииство хотелось, предложилъ имъ при смерти своей чтобъ они убегая зависти все отставили желаніе сіе, и избрали себе государей изъ Князей варяжскихъ, а по избраніи послалибъ къ нимъ пословъ съ прошеніемъ, чтобъ они се достоинство воспріяли. Несколько можно заключить, что они бургомистровъ а не бургомистра имели, для того что избрали потомъ Государей а не Государя. Новгородцы советъ Гостомысловъ, которой у нихъ знать что весьма въ почтеніи былъ заблагоприняли. Они не противились Гостомыслову предложенію, ведая что многимъ начальствовать нельзя, и разсудили что лутче имъ отдаться подъ правленіе другихъ, что бы ни кому не было завидно, или чтобъ всемъ завидно было. Послали къ варягамъ и дали область надъ собою тремъ братамъ Князьямъ Варяжскимъ Рурику, Синаву и Трувору. Какіе были оные Князья и изъ котораго точно места о томъ историки ни чево не пишутъ: но что они ни какой провинціи пришествіемъ своимъ въ Новгородъ съ Россіею не соединили, изъ того ясно что они хотя были роду и Княжескаго, но не обладающіе и не наследственные Князья. Ежели же думать что они наследство свое или и всю область оставили, и изъ отечества своево пришли въ землю не знакомую: оставить область и отечество и ийтить обладать чужими и не знакомыми народами есть дело почти не возможное. Чтожъ они были или княжескаго или другова какова знатнаго роду, тому не обходимо быть надобно. Новогородцы имевъ у себя знатныхъ людей, знатныхъ отъ незнатныхъ конечно отделять умели, а сверьхъ того имеючи съ Варягами и брани и торги, они несумненно не слепо сихъ Князей въ сіе достоинство избрали. По пришествіи своемъ Княжили реченныя Князья все трое купно, по томъ Синавъ и Труворъ преставились, и остался обладателемъ Рурикъ одинъ. Рурикъ оставилъ по себе наследникомъ Княжества Новогородскаго сына своего Игора. Сей Игоръ увидя некогда на реке Волхове прекрасную девушку въ лодке, приказалъ ей пристать къ берегу и влюбился въ нее, и хотя сія девушка и простаго была роду, однако будучи разумна и добродетельна не склонилася къ исполненію желанія ево; и говорила ему то, ежели она ему надобна, то чтобъ онъ съ нею сочетался. Что и воспоследовало. Сія девушка называлась Ольга, и стала Княгинею. Река Волховъ называется именемъ симъ отъ того, что будшо некогда былъ Въ Новегороде волхвъ, которой превращаяся въ зверя бегалъ по водамъ симъ. Игоръ покорилъ области своей Кіевъ городъ, которой отъ основателя своего Князя Кія, имущаго двухъ бртьевъ Щека и Хорева, воспріялъ себе имя. Игоръ воевалъ съ Древлянами и убитъ на войне сей. Древлянская столица называлась Искорестъ и Коростень, и былъ сей городъ на томъ месте где ныне Торжекъ. Ольга отмстила смерть мужа своево, Князя Древлянскаго которой хотелъ ее иметь своею супругою победила и умертвила, а Искорестъ въ пепелъ обратила. А когда на томъ месте опять селиться стали и новой завели торгъ, названо сіе место Новымъ торгомъ, и потомъ отъ невеличества торгу Торжкомъ. По семъ Великая Княгиня Ольга въ Константинополе въ 954 году воспріяла святое крещеніе и названа Геленою въ честь Греческой Императрицы, которая такъ же христіянскою стала Императрицею, симъ сравненіемъ въ тогдашнее время въ честь Россіи. Ольга княжила сама въ Новегороде по смерти супруга своего и во время младыхъ летъ сына своево Святослава, но къ вере Христіянской обратить ево не могла. После Игора и Ольги Княжилъ Святославъ реченный сынъ ихъ. Святославъ былъ великой воинъ, любилъ воинское безпокойство, и вместо подушки клалъ подъ голову седло. Саринцій историкъ Польскій объявляетъ о немъ что онъ завоевалъ Грецію, и что Греки выслали къ нему множество сокровищъ своихъ золота серебра и протчаго; однако онъ ни чего не принялъ и отослалъ къ нимъ назадъ, кроме железнаго оружія копей и протчаго, и что Грекамъ победитель сей такъ понравился, что они ево Государемъ своимъ иметь хотели, и уже избрали, но онъ въ Россію возвратился и на пути своемъ убитъ отъ Поляковъ. По немъ воспріялъ Княженіе сынъ ево Владимиръ. Князь Владимиръ взросъ въ поганстве, и былъ весьма ревнителенъ въ языческомъ законе. Онъ получилъ одно Княжество Новогородское въ наследство отъ отца своево; но двухъ братьевъ участниковъ области Россійской погубилъ, и сталъ въ 976 году Государемъ всея Россіи. Имелъ шесть женъ и восемь сотъ наложницъ, ежели историки о томъ истинну объявляютъ. Рохмиду Княжну Псковскую силою взялъ на одръ свой, а отца ее обладателя города Пскова и братьевъ ее побилъ. Былъ первый который Россійскимъ Монархомъ зваться началъ. Сей великій Князь разсмотревъ что вера языческая не имеетъ ни какова основанія, восхотелъ приять веру другую, О чемъ известясь склоняли во Жиды Махометанцы и Христіане обеихъ церквей восточной и западной къ воспріятію каждые своего исповедыванія. Великій Князь Владимиръ послалъ пословъ испытать, которая изъ сихъ веръ имъ праведняе покажется. Греческіе Цесари Василій и Константинъ повелели по прибытіи пословъ ево въ Константинополе предъ глазами ихъ отправить службу божію съ крайнимъ великолепіемъ и благочниемъ, о чемъ Владимеровы послы ему по возвращеніи своемъ известили, и пересказаннымъ благочиніемъ тронули сердце Владимирово, который крестился и воспріялъ веру Греческаго исповеданія, а съ нимъ и вся Россія. Во святомъ крещеніи названъ онъ Василіемъ. Прежнихъ женъ своихъ и наложницъ бросилъ, и сочетался съ Анною сестрою Греческихъ Цесарей Василія и Константина. Главныя Рускіе идолы были привязаны къ лошадинымъ хвостамъ, влачимы и потомъ брошены въ Днепръ. Создалъ городъ Владимиръ въ честь имяни своего и пренесъ въ нево престолъ свой. Преставился въ 1005 году. Титло благоверныхъ Князей отъ него начало свое имеетъ, а когда Россійскіе Государи стали Царями, тогда титло благоверный въ благочестивый пременилось. Россійское Государство разделилъ онъ въ двенатцать частей, двенатцати сынамъ ево; что еще при животе ево исполнено было, однако сынъ ево Ярославъ все Княженіи у братьевъ отнялъ, изъ которыхъ Бориса и Глеба убилъ, Святополка победилъ, и сталъ въ 1015 году обла дателемъ всея Россіи. Отъ Поляковъ прежде былъ онъ два раза побежденъ, а какъ всея Россіи Государемъ сталъ, тогда и самъ въ 1038 году, ихъ побеждалъ. Предпріятіи ево которыя онъ имелъ противъ Грековъ разрушились въ 1040 году разбитіемъ судовъ ево. Но когда Греки сами коснулися границамъ его, онъ противъ ихъ храбро защищался и одержалъ надъ ними победы. Скончался въ 1052 году, въ 76 годе века своего, и оставилъ пять сыновъ которые по немъ между собой Россію разделили. Владимиръ Мономахъ получилъ отъ Греческаго Императора Константина Мономаха Императорскую корону, и названъ Мономахомъ. Сей даръ есть первая притчина требованія Россійскимъ Государемъ Императогсксй чести, которую они ныне отъ времянъ Петра Великаго имеютъ. Владимиръ прежде былъ удельной князь, но потомъ покоривъ все Россійскія Княженіи подъ одну главу въ 1116 году сталъ Монархомъ всея Россіи. Александръ на Неве реке надъ непріятельми одержалъ победу, и названъ Невскимъ, потомъ постриженъ преселился въ вечность и христіанскими добродетельми удостоился быть въ числе угодниковъ божіихъ, погребенъ во Владимире, но во время владенія Государя Петра перваго тело ево принесено въ Петербургъ и положено въ монастыре созданномъ на Неве реке въ честь и вечное воспоминовеніе имени ево. Въ честь ево въ Россіи и Орденъ устроенъ. Даніилъ Александровичь сынъ Александра Невскаго столичному Россійской Имперіи городу Москве положилъ основаніе. Имя Москвы производятъ некоторые отъ Мосоха; однако того ни какимъ доводомъ утвердить невозможно, и кажется то вероятняе что Москва имеетъ имя отъ худыхъ мостковъ, которые на семъ месте по болотамъ положены были, и называлося тогда отъ проезжихъ ехать къ сему месту, ехать къ москамъ, отъ чего по созданіи и города не называли ехать въ Москву, какъ напримеръ въ Новъгородъ, въ Казань, и протчая, но къ Москве, какъ то и ныне прямою Московскою речью говорится. Въ семъ отъ чего сей городъ воспріялъ свое имя преимущество есть равное отъ Мосоха ли или отъ мостковъ; но то удивительно что худые мостки целому великому Государству дали имя. Прежде сего вся Россія отъ чужестранныхъ Москвою имянемъ столицы, а отъ своихъ Московскимъ государствомъ называлась. Сынъ Даніила Александровича Иванъ Даниловичь пренесъ изъ Владимира въ Москву престолъ Россійскій. Велккій Князь Димитрій Донской победилъ Мамая владельца Татарскаго, и прозваніе свое имеетъ отъ реки Дону где онъ победу одержалъ. Великій Князь Иванъ Васильевичь побеждалъ Татаръ Казанскихъ въ 1477 году. Взялъ Новъгородъ и вывезъ оттоле превеликое богатство золота серебра и протчаго. И хотя онъ показалъ путь последователямъ своимъ освободиться отъ ига Татарскаго, однако Татары еще несколько Россіею властвовали. Онъ первый Великимъ Княземъ всея Россіи писаться началъ. Царей Казанскихъ переменялъ по воле своей, а они повиновались указамъ ево, но напоследокъ и они надъ нимъ победу одержали. Москву оградилъ онъ стенами; однако Татары въ Москве на томъ месте, где ныне Чудовъ монастырь, имели дворъ посланниковъ своихъ и собирали дань. Супруга ево Великая Княгиня по отшествіи Татарскихъ посланниковъ, сей монастырь по обещанію состроила. Великій Князь скончался въ 1492 году, Царь Иванъ Васильевичь позналъ силу Государства Россіискаго, удельныхъ Князей покорилъ Скипетру своему. Титло Царское воспріялъ онъ первый. Взялъ Казань, Астрахань и Сибирь. Былъ грозенъ, но былъ великой Государь. Преставился въ 1684 году. По немъ вступилъ на Царскій Престолъ сынъ ево Ѳедоръ Ивановичь.